16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/113/8801.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (113) ноябрь 2008 года

Рыночный принцип раскручивает риски

Энергетика: тенденции и перспективы К. т. н. Анатолий СЮСЮКИН, ведущий эксперт департамента энергоаудита компании «Городской центр экспертиз – Энерго» 989

Необходимость сдерживать последствия мирового финансового кризиса, риски осенне-зимнего периода, ожидания сверхпланового роста тарифов – все это возрождает споры о путях реформирования российской энергетики.

Подобные дискуссии не прекращаются и в других странах, в том числе там, где энергетику пытались перевести на чисто рыночные рельсы. К сожалению, такие преобразования нигде не показали вполне удовлетворительных результатов. Неспроста после уроков энергетических кризисов конца XX – начала XXI века США и страны ЕС, «азиатские тигры» и развивающиеся страны Латинской Америки взяли курс на ограничение рыночных отношений в электроэнергетике.



Подводные камни конкуренции

Камнем преткновения для стопроцентно конкурентной электроэнергетики становится поддержание надежности энергоснабжения потребителей, требующее наличия необходимого резерва генерирующих мощностей в размере 25‑30 процентов от потребляемой максимальной электрической мощности. Ранее это условие соблюдалось государственными и вертикально интегрированными компаниями. Как только энергокомпании освобождаются от ответственности за надежность энергоснабжения, они начинают оптимизировать затраты на содержание оборудования и выводить из работы недостаточно эффективные мощности. Без достаточных резервов мощности и без единого оператора по управлению риски в электроэнергетике слишком велики.

Тем не менее реформирование российской энергетики продолжается в рамках не самой удачной модели, предполагающей полное разделение сфер производства, передачи и сбыта электроэнергии с максимальным внедрением в эти сферы конкурентных отношений. При этом основные усилия реформаторов сосредоточены не на введении свободного узлового ценообразования на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), а в первую очередь – на разрушении вертикально интегрированной системы электроснабжения потребителей, основой которой были и частично пока остаются АО-энерго.



Побочный эффект

Под предлогом минимизации рисков серьезных ценовых колебаний, связанных с процессами либерализации ОРЭМ, менеджмент РАО «ЕЭС России» предложил, а правительство России приняло новую модель рынка электроэнергии (НОРЭМ). НОРЭМ был введен с 1 сентября 2006 года. А в ноябре уже разгорелись скандалы, так как предприятиям (не только тем, что являлись участниками оптового рынка) были выставлены счета, в которых суммы за потребленную электроэнергию оказалась значительно выше, чем предусмотренные ранее заключенными договорами на энергоснабжение на 2006 год. Итак, начиная с 2007 года постоянный и значительный рост тарифов на электроэнергию неизбежен уже на «законных основаниях», в связи с введением новых правил торговли на НОРЭМе.

В августе 2007 года произошел всплеск цен на электроэнергию в свободном секторе оптового рынка России: на площадке Европа + Урал – до 1043 рублей за 1 МВт-ч, по Сибири – до 727 рублей за 1 МВт-ч. В это же время на скандинавском рынке Nordpool среднесуточная цена была 616 рублей (24 доллара США), а на немецком EEX – 1233 рубля (48 долларов) за 1 МВт. Иными словами, летом 2007 года цены на российском рынке электроэнергии, либерализованном лишь на 15 процентов, впервые достигли «европейского» уровня. Абсолютный максимум цены на НОРЭМе был достигнут 1 января 2008 года – 1205,37 рубля за МВт-ч. С начала 2008 года электроэнергия подорожала в 1,5‑1,7 раза.

По мнению ряда аналитиков, рост связан в первую очередь с подорожанием газа, но это объяснение не бесспорно – топливный газ за это время поднялся в цене только на 25 процентов. И это при сравнительно небольшой доле электроэнергии, продающейся по свободным ценам, и довольно мягкой зиме 2007/2008 года в большинстве регионов России.



Можно ли усовершенствовать рыночную модель?

Обратимся к опыту уважаемых экспертов, в данном случае – Л. Осики, считающего, что трудности реформирования рынка электроэнергии в России и за рубежом обусловлены транспортной системой электроэнергетики. По мнению Л. Осики, учитывающего опыт внедрения оптового рынка в России и зарубежного опыта аналогичных реформ, оптимальными являются следующие предложения:

• за пределами технологических границ рыночных отношений в электроэнергетике должна находиться единая производственно-транспортная цепочка: «производство – передача – преобразование – распределение электроэнергии», включая органы технологического и административного управления данной структурой. У этой производственной структуры должен быть только один собственник – государство, которое и обязано нести ответственность за электроснабжение потребителей и развитие отрасли в интересах государства и населения.

• вышеупомянутая структура должна оказывать комплексные услуги по созданию условий для работы у потребителей устройств, преобразующих электроэнергию в другие виды энергии. Мерой оказания этой комплексной услуги потребителю, на основании которой с него взимается плата, должны являться количество электроэнергии и соответствие потребленного количества электроэнергии указанным нормам и договорам.

• конкуренция возможна и должна быть организована внутри сервисных инфраструктурных видов деятельности, за пределами производственно-технической цепочки электроэнергетики: среди поставщиков топлива, оборудования, аппаратуры и материалов, проектных, строительно-монтажных и наладочных организаций, ремонтных предприятий, операторов связи и так далее.

Такой «нетоварный», «нерыночный» подход к электроэнергетике позволяет организовать наиболее эффективное управление всем комплексом с позиции его глобальной оптимизации, организовать целенаправленное управление инвестициями, вырабатывать и проводить в жизнь энергетическую политику, основанную на макроэкономических принципах. Этот подход обеспечивает логически непротиворечивое и технически реализуемое решение всех вышеуказанных проблем, причем с минимумом затрат. Проведение этой политики и ответственность за нее должно взять на себя правительство.



Бездействие = кризис

Но российское правительство только недавно начало рассматривать различные варианты перспективного энергетического баланса и инвестиционной программы по развитию электроэнергетики. Финансирование должно начаться со следующего года, при этом сроки строительства энергообъектов после открытия финансирования составляют, как правило, от 3 до 7 лет. Так что с большой долей вероятности можно предсказать, что в 2009‑2011 годах Россию ждет большой энергетический кризис.

Альтернатива нарастанию кризисных явлений (ухудшение показателей эффективности функционирования, неоправданный рост тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей, потеря управляемости энергосистемой) – это переход к модели управления, подразумевающей наличие одного покупателя (покупающего агентства), выбирающего производителей электроэнергии из ряда генерирующих компаний. В данной модели единственному покупателю принадлежит монополия на передающие сети и пролажу электроэнергии распределительным компаниям и / или конечным потребителям, а восстановленные вертикально интегрированные компании отвечают за надежность энергоснабжения закрепленных за ними территорий.

Кабельная арматура, ЕЭС , Мощность, Сети , Топливо, Энергоснабжение, Электроэнергия , Энергия , Провод, Тарифы на электроэнергию, Электроэнергетика, СРО,

Рыночный принцип раскручивает рискиКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/113/8801.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.