16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/110/8504.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (110) сентябрь 2008 года

Стабильный энергосбыт – залог надежности системы

Каких‑нибудь несколько лет назад было трудно прогнозировать, что произойдет с энергосбытовой деятельностью в России в рамках реформы отрасли. Но сегодня ведущие энергосбытовые компании имеют достаточно устойчивое положение на рынке и готовы к дальнейшему развитию. В эту когорту входит компания «Энергия Холдинг».

Сегодня «Энергия Холдинг» – второй по величине поставщик электроэнергии в Санкт-Петербурге, имеющий статус гарантирующего поставщика, который обеспечивает энергоснабжение нескольких районов, а также крупных предприятий городской инфраструктуры. За последний год компании удалось привлечь новых потребителей, что позволило увеличить объем полезного отпуска электроэнергии почти на 30 процентов. Кроме того, компания успешно работает на оптовом рынке электроэнергии: объем покупки с 2006 по 2007 год увеличился в семь раз.

На вопросы «ЭПР» отвечают генеральный директор компании «Энергия Холдинг» Евгений Криличевский и директор по развитию Владимир Резниченко.

Пейзаж после реформы

– В ходе реформы электроэнергетики произошли масштабные преобразования. Отрасль разделилась на составляющие – генерацию, транспортировку и сбыт. Какова, на ваш взгляд, общая ситуация в послереформенном энергосбытовом секторе России?

Владимир Резниченко: На мой взгляд, нельзя считать, что реформа уже завершена. Можно говорить, что прошел определенный этап, который закончился расформированием РАО «ЕЭС России». Кроме того, начал функционировать рынок мощности. Но еще многие процессы не совершили своего полного цикла, требуется прохождение нескольких этапов, в том числе связанных с годовыми или сезонными тенденциями в энергетике. Безусловно, энергосистема России вышла на новый уровень в процессе реформы, но об итогах пока говорить рано. В целом все проходит достаточно успешно. Для конечных потребителей изменилось не так много, по‑прежнему система работает стабильно и надежно: нет кардинального изменения принципов как потребления, так и, допустим, оплаты – глобального роста цены не наблюдается. При этом в энергетику идут инвестиции. Очень важно, что происходит структуризация, особенно в сетевой части: для Санкт-Петербурга это актуально, поскольку дефицит мощностей связан именно с необходимостью модернизации сетевого хозяйства.

В ходе реформы отрасль разделилась на естественно-монопольные и конкурентные составляющие: сетевые предприятия остаются под надзором государства, которое может контролировать надежность энергоснабжения, стабильность работы системы. Сети могут участвовать в реализации важных проектов на уровне субъектов Федерации и в целом по России. В то же время выделены потенциально конкурентные секторы – генерация и сбыт, начали работать рыночные механизмы.

– Вы сказали, что итоги будут через несколько лет. А что произойдет за эти годы?

Евгений Криличевский: Есть запланированные темпы либерализации отрасли и этапы выхода на рыночные отношения: часть электроэнергии продолжает продаваться потребителям по регулируемой цене, другая часть – по свободным ценам, которые определяются результатами торгов. Через несколько лет, точнее, в 2011 году, запланирован переход на стопроцентную реализацию электроэнергии по свободным ценам. Тогда можно будет в полной мере понять, как это отразится на потребителе. Мы знаем, что к населению это никакого отношения не имеет – тарифы для бытового потребления будут регулироваться и дальше.

Основная идея реформы – привлечение в отрасль инвестиций, модернизация сетевого хозяйства, ввод в строй новых энергоисточников, позволяющих энергосистеме в полной мере соответствовать существующим темпам развития регионов. Для этого нужны достаточно масштабные инвестиции. Развитие конкуренции в электроэнергетике повысит привлекательность многих проектов.



Кто такой гарантирующий поставщик?

– «Энергия Холдинг» имеет статус гарантирующего поставщика. Что это дает потребителю?

Е. К.: «Гарантирующий поставщик» – это набор определенных стандартов качества и индивидуальный подход, что позволяет абоненту чувствовать стабильность и прозрачность процессов, происходящих в энергетике. Мы тесно взаимодействуем с сетевыми предприятиями, администрацией города и другими организациями, что позволяет решать широкий круг проблем и квалифицированно отвечать на вопросы потребителей, в частности, связанные с системами учета и планированием энергопотребления. В условиях функционирования розничного и оптового рынков электроэнергии не все потребители понимают, что в перспективе выгодно правильно организовать именно планирование. Некоторые предприятия уже владеют современными системами учета электроэнергии, однако используют их не в полной мере.

За последние годы компанией «Энергия Холдинг» была проведена серьезная работа совместно с крупными городскими системообразующими предприятиями, такими, как «Ленсвет», «Водоканал», метрополитен, топливно-энергетический комплекс Петербурга, «Горэлектротранс», Ижорский трубный завод, – абонентами, которые были выведены на оптовый рынок при активном участии нашей компании.

– Участвуете ли вы в тендерах, как другие поставщики энергоресурсов?

Е. К.: Мы принимаем участие в тендерах, когда речь идет о заключении договоров энергоснабжения с бюджетными потребителями. Поскольку компания «Энергия Холдинг» не была в прошлом дочерним зависимым обществом в структуре РАО ЕЭС, компания прокладывает свой путь на рынке самостоятельно. С одной стороны – свобода, с другой – постоянно существует необходимость совершенствования, разработки новых стандартов и методов работы с клиентами. Кстати, тот факт, что компания довела объем покупки на оптовом рынке электроэнергии до 88 процентов (12 процентов покупаем на «рознице»), уже в полной мере подтверждает наш статус.



Путь независимой компании

– Вы сказали, что самостоятельно прокладывали свой путь. Как сформировался ваш круг потребителей?

Е. К.: Когда создавалась компания «Энергия Холдинг», планировалось решить комплекс задач по обслуживанию городских унитарных предприятий и бюджетных потребителей. Также было необходимо наладить работу в пригородах. В то же время некоторые абоненты самостоятельно изъявили желание заключать договора энергоснабжения в нашей компании.

– Вы являетесь вторым после ПСК участником энергосбытового рынка в Петербурге и занимаете на нем 25 процентов. Доля двух оставшихся компаний невелика. Как в этой связи складываются взаимоотношения с ПСК, которая вполне может «переманить» ваших клиентов и занять монопольное положение в городе?

Е. К.: Распоряжение комитета по тарифам № 88-р от 18.10.2006 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Санкт-Петербурга» регламентирует деятельность энергосбытовых компаний, но при этом понятно, что для качественной работы нужно определить правила поведения с абонентами. В апреле прошлого года была подписана «Хартия о Добросовестной Конкуренции между гарантирующими поставщиками» при участии Комитета по энергетике Санкт-Петербурга. Хартия определила стандарты поведения участников рынка электроэнергии. Это добровольная акция, которая позволила нам утвердить стандарты поведения в процессе общения с абонентами. Подобная акция, проведенная в Санкт-Петербурге, стала первой в России.

– Известно, что ваша компания активно внедряет информационно-измерительные системы коммерческого учета. Речь идет о принципиально новой программной модели и в чем ее суть?

Е. К.: Это не ноу-хау, просто мы в числе первых компаний в России начинаем активно ее применять, внося коррективы в процессе эксплуатации. Автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета позволяет качественно планировать потребление наших абонентов. Через несколько лет эта система станет одним из основных инструментов, который позволит минимизировать затраты на электроэнергию. Некоторых потребителей останавливает необходимость вложения денег в систему учета, они не видят в данный момент коммерческого эффекта, однако в перспективе, с ростом нерегулируемой составляющей в структуре цены киловатта (кВт-ч), затраты окупятся. И в выигрыше останется тот, кто понимает это уже сегодня, либо имеет систему учета, либо активно внедряет ее на своем предприятии.

– Встречаетесь ли вы с партнерами из сбытовых компаний других регионов России, интересуются ли они петербургским опытом, делятся ли своими идеями и методами работы?

Е. К.: Мы встречаемся с коллегами и общаемся, в том числе, в рамках семинаров. Другое дело, что сбыт – довольно узкая область, где многие механизмы работы складываются годами, иногда с учетом специфики конкретного региона. Нельзя говорить, что появляется много нового. Скорее, интересно узнать, как шли те или иные процессы реформы, разделения, как сейчас выстроены отношения с сетевыми компаниями. Для нас этот опыт интересен, поскольку мы, например, тоже потратили значительные усилия на налаживание контактов с шестью сетевыми компаниями Петербурга – это шесть разных культур, и потребовалось определенное время, чтобы выработать единый формат взаимоотношений с ними.

– Насколько важно выстраивать культуру отношений? Ведь бизнес есть бизнес: предоставил электроэнергию – получил деньги. При чем здесь культура?

Е. К.: Культура работы с абонентами, клиентоориентированность – это, наряду с ценой, одни из определяющих факторов в процессе выбора потребителем сбытовой компании. В процессе сбыта электроэнергии можно и нужно совершенствовать культуру работы с абонентами. В данном случае культура общения с абонентом заключается в том, что, преследуя собственные корпоративные интересы (у каждой сбытовой компании они имеют свою специфику), надо позаботиться и об улучшении положения абонентов. Бизнес должен быть взаимовыгодным.



Потребитель сегодня

– Может ли сам потребитель выбирать энергосбытовую компанию?

Е. К.: В условиях рынка потребитель не только может, но и должен сам выбирать энергосбытовую компанию. Гарантирующий поставщик, исходя из существующего территориального деления, всегда один, но это не значит, что потребитель не может выбирать другого поставщика электроэнергии. В то же время клиент должен понимать, что другая компания предложит иные условия. Каждый потребитель должен определить, что ему выгодно и удобно. В первую очередь это касается крупных предприятий.

– Намерены ли вы в ближайшее время расширить клиентскую базу, увеличить количество абонентов?

В. Р.: Электроэнергетику, точнее, сбытовой бизнес нельзя сравнивать с другими видами продаж. Энергосбытовая компания не может продать энергии больше, чем произведено генерацией и передано сетевыми предприятиями. В этом смысле говорить об увеличении объемов продаж и клиентской базы можно в первую очередь, когда мы понимаем, что это связано с увеличением вводимых мощностей. В противном случае мы говорим о простом переходе абонентов из одной сбытовой компании в другую.

Например, в зоне компании «Энергия Холдинг» новым клиентом стал завод Toyota в Шушарах – федеральный проект, который реализован в Петербурге. В настоящее время ведутся переговоры о заключении договора на электроснабжение с заводом Nissan в Парголове.

В подобных случаях увеличение абонентской базы происходит за счет введения новых мощностей, а не с помощью недобросовестной конкуренции.

Таким образом, нет смысла в простом численном увеличении клиентской базы. Энергосбыт – не торговля.

В энергетике очень важно поддержание сбалансированной и надежной работы всей системы. Здесь важны именно цивилизованные взаимоотношения, как с потребителями, так и внутри энергетического сообщества. Например, зимой в пиковые периоды нагрузок, особенно связанных с холодами, от абонентов требуется понимание того, почему в отношении тех или иных предприятий вводится ограничение потребления, но при этом продолжает работать подсветка города ночью. А причина в том, что ночное освещение потребляет относительно немного электроэнергии, и его отключение вряд ли поспособствует серьезной экономии и повышению стабильности работы энергосистемы. К тому же пик потребления приходится на дневное время. А вот ограничив работу отдельных крупных потребителей, можно добиться необходимого результата. Если руководство предприятия это понимает, если выстроены цивилизованные и партнерские отношения со сбытом, то вся система функционирует нормально.

Очевидно, что энергетика находится под контролем государства и все отраслевики плотно взаимодействуют с органами городской власти. Сбыт электроэнергии – особенный вид деятельности, но он является лишь составной частью электроэнергетики. В электроэнергетике нельзя говорить только об извлечении прибыли в чистом виде, поскольку все мы прекрасно понимаем, что в случае серьезных аварий ни о какой прибыли вообще говорить не придется. Наша задача – надежное и качественное снабжение потребителей.



Сложное партнерство с генерацией

– С одной стороны, вы зависите от потребителя, которому необходима качественная услуга, иначе он выберет другого поставщика, с другой на вашу деятельность влияет и производитель электроэнергии, не так ли?

В. Р.: Дело в том, что производство электроэнергии в краткосрочный период можно считать относительно стабильным. Конечно, за исключением влияния сезонных факторов. Например, в гидрогенерации – это изменение уровня воды. Могут быть также определенные проблемы с поставками газа, дизельного топлива и угля. В зимний период возможно перераспределение энергоносителей в сторону производства тепла, в такие периоды выработка электроэнергии идет не на более дешевом газе, а на более дорогом мазуте или угле. Тем не менее, производство электроэнергии можно считать относительно стабильным. Поэтому нельзя сказать, что мы прямо зависим от генерации или сетевых компаний. Правильнее сказать, что мы все зависим от того, нормально ли функционирует вся энергосистема, насколько рынок позволяет учитывать все перечисленные факторы и правильно определять цену электроэнергии. Здесь все взаимозависимы: и потребители, и энергетики. Очевидно, что в периоды, когда цена на электроэнергию возрастает, потребителю выгодно запускать менее энергоемкие производственные процессы. В целом становится выгодным внедрять энергосберегающие технологии.

– Известно, что Санкт-Петербург попал в список регионов, которым грозит ограничение энергопотребления в предстоящий зимний период. Вы как‑то учитываете это?

Е. К.: Задача сбыта, в случае необходимости сокращения нагрузки, вместе с сетевой компанией, учитывая категории потребителей, оперативно уведомлять их о предстоящем ограничении потребления электроэнергии.

В. Р.: Во многих городах есть системообразующие предприятия, на которые приходится львиная доля электроэнергии. Понятно, что, немного сократив энергообеспечение крупных предприятий, можно оперативно решить проблемы всего региона. Как бы ни упала температура, правильное сокращение потребления электроэнергии, особенно на крупных предприятиях, позволит оперативно разгрузить энергосистему в целом. Тем более что энергосистемы регионов, расположенных в европейской части России, не замкнуты. Санкт-Петербург, например, связан со всем Северо-Западом и даже с Финляндией.



Когда абоненты не платят

– Как вы поступаете с потребителями, которые нарушают условия абонентских договоров? Часты ли случаи отключения электроэнергии по причине неплатежей?

Е. К.: Нужно для начала определить, кто именно является таким недобросовестным потребителем. Чаще это так называемые «мелкомоторные» небольшие предприятия и организации. Мы стараемся действовать разумно как на стадии составления договора, так и в момент принятия решения об отключении. Практика показывает, что среди потребителей, которые допускают нарушения, чаще всего встречаются одни и те же. Традиционно энергетики стараются не отключать жилье, поскольку зачастую население не виновато в возникновении неплатежей. В таких ситуациях иногда непросто разобраться. Например, не заключен договор энергоснабжения, но застройщик заселил людей в новый дом. Долги по оплате копятся, и в таких случаях приходится вести переговоры, привлекать администрацию города, чтобы решить проблему и совместными усилиями договариваться о порядке оплаты, рассрочке, словом, пытаться найти выход из создавшейся ситуации. Отключение – это крайняя мера, потому что после отключения уже ничего нет…

Деньги, полученные от абонентов, мы не кладем в карман, а рассчитываемся с организациями, которые вырабатывают и передают эту электроэнергию. Поэтому и нужна своевременная оплата со стороны потребителя. Иногда нам говорят: «Вы заставляете платить авансы». Но на сегодняшний день по законодательству поставщик электроэнергии должен покупать ее на оптовом рынке тоже по стопроцентной предоплате. Откуда нам брать деньги, если потребитель не платит. Получается, должны брать кредиты? Но мы и так иногда вынуждены это делать для покрытия кассовых разрывов. Затраты на обслуживание больших объемов кредитов только повысят цену на электроэнергию. Нормальный рациональный механизм работы – это когда мы получаем деньги от потребителей и направляем на оплату электроэнергии.

В. Р.: Надо сказать, что одним из важных достижений российской энергетики последних лет является построение системы оплаты. Действительно, огромных парализующих систему долгов сейчас уже нет. Четкая, прозрачная система взаимоотношений дисциплинирует и абонентов, и энергетиков.

Кстати, бытовой сектор, население – достаточно дисциплинированный плательщик, и отключение – это редкая крайняя мера. В ряде случаев даже судебное разбирательство не столь серьезный ход. Суд может идти долго, а энергоснабжение на этот период, как правило, не отключается. Что мы от этого выиграем? Часто абоненты спокойно признают решение суда, убедившись в том, что претензии энергетиков обоснованны, находятся в рамках правового поля. Но помимо этого есть и много других способов взаимодействия с клиентами: в отдельных случаях приходится просто войти в положение, признать, что деньги у абонента будут, и тогда, в крайнем случае, можно рассматривать вопрос о применении к потребителю индивидуального подхода в части условий оплаты.

– Можете ли вы отказаться от энергоснабжения отдельных категорий потребителей, например населения или мелких предприятий, которые менее надежны в плане платежей?

Е. К.: Конечно, нет. Статус гарантирующего поставщика нам это делать не позволяет. И этика компании тоже не допускает этого. Скорее наоборот, мы стараемся обращать внимание на все сигналы, которые поступают и от населения, и от непромышленных абонентов. Стремимся разобраться и даже, если это необходимо, пойти нестандартным путем.

– Возможно, еще преждевременно говорить о планах на будущий год, и все‑таки, какую программу-минимум вы намерены реализовать в ближайшее время?

Е. К.: Мы завершаем формирование сети филиалов. На сегодняшний день у нас их три: Пушкинский, Курортный и Петродворцовый. С января будущего года планируем открыть четвертый филиал в Колпинском районе. После этого можно думать о более масштабных планах, в том числе и о расширении географии присутствия компании в Ленинградской области и других регионах России.

Отдельно хотелось бы обратиться к абонентам: не за горами полный переход на свободные цены, когда на первое место выйдет вопрос планирования потребления электроэнергии, и можно уже сейчас прогнозировать объемы и минимизировать затраты на покупку электроэнергии. Для этого необходимо начать реализацию совместных программ по установке современных перспективных систем учета.

СПРАВКА

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничного рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Провод, Генерация, ЕЭС , Мощность, Сети , Топливо, Энергоснабжение, Электроэнергия , Энергия , Кабельная арматура, Электроэнергетика, Энергосбыт, СРО,

Стабильный энергосбыт – залог надежности системыКод PHP" data-description="Каких‑нибудь несколько лет назад было трудно прогнозировать, что произойдет с энергосбытовой деятельностью в России в рамках реформы отрасли. Но сегодня ведущие энергосбытовые компании имеют достаточно устойчивое положение на рынке и готовы к дальнейшему развитию. В эту когорту входит компания «Энергия Холдинг». <br> <br>Сегодня «Энергия Холдинг» – второй по величине поставщик электроэнергии в Санкт-Пет" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/110/8504.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Похожие Свежие Популярные