16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/106/8249.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 14 (106) июль 2008 года

«Время водорода настанет через десять лет»

Водородная энергетика – модная тема, которую в пору сравнить с нанотехнологиями. Из разных регионов России приходят вести о намерении использовать водородное топливо для автомобилей или топливные элементы, работающие на водороде.

Насколько реальны эти ожидания? Своими наблюдениями делится Кирилл Кучкин, директор по технологиям ООО «Топливные элементы» (Москва).

– Сегодня ведущие производители автомобилей вложили очень много денег в водородные проекты, они полны решимости вернуть свои деньги назад. Но это произойдет очень нескоро - через 10-15 лет, возможно, и позднее. Более того, применение водородного топлива в автопроме связано с большим числом проблем, чем его использование в других отраслях народного хозяйства. Так считают специалисты, с которыми работает и общается наша компания и к мнению которых у нас есть основания прислушиваться.

Проблема номер один существующих на сегодняшний день работающих на водороде источников питания, в том числе тех, которые предназначены для автомобилей, связана с применением платиновых катализаторов. Дело не только в цене платины, дело в ограниченности ее запасов и высокой востребованности другими отраслями. Посмотрим цифры. Мировые разведанные запасы платины сегодня составляют около 100 тысяч тонн, объем мирового рынка платины оценивается, в зависимости от источника, в 200-230 тонн в год. Из них 13‑15 тонн востребованы химической промышленностью, 90-100 тонн – ювелирной, еще около 15 тонн - радиоэлектронной промышленностью, и около 65-70 тонн остается на долю автопрома. Сегодня в мире насчитывается 64 миллиона автомобилей, их число растет, и это значит, что платины не хватит на всех даже в том случае, если на водородные двигатели будет переведена одна десятая или одна двадцатая часть мирового автопарка. Если учитывать, что для производства 1 кВт электроэнергии нужен 1 грамм платины (это соотношение применяется для простоты расчетов, в реальных условиях 1 грамм платины дает 0,8 кВт или несколько меньше), получается, что работающий на водороде автомобиль рискует стать поистине «золотым».

И все‑таки «платиновая» проблема – не приговор для водородной энергетики. Она не только создает ограничения, но и побуждает искать новые решения, такие, как варианты замены платины другими металлами, менее дорогими и более распространенными, чем платина. Еще одна интересная возможность связана с использованием технического водорода, который дешевле чистого водорода в 7 раз и более. По предварительным расчетам, цена электроэнергии в таком случае составит порядка 150 долларов США за киловатт установленной мощности. Это далеко не «бесплатное» электричество, но это реальная альтернатива традиционным решениям топливного вопроса для регионов с децентрализованным энергоснабжением. Именно на таких территориях и стоит развивать альтернативную энергетику.

– Итак, важнейшая проблема – это цена. Что же представляет собой проблема номер два?

– Проблема номер два – это отсутствие инфраструктуры для обслуживания и заправки водородного автотранспорта, необходимость создавать такую инфраструктуру с нуля, наконец, проблемы безопасности, подготовки персонала, которому предстоит работать на этих заправках. В отношении этой последней составляющей у нас в России могут возникнуть реальные сложности. И речь идет не просто об опасениях, сопровождающих внедрение новых видов транспорта или новых источников энергии (первые паровозы, первые автомобили…), но о вполне реальном риске. Чтобы справиться с перечисленными выше проблемами, необходимы очень высокие вложения, которые сложно осуществить без помощи государства (разумеется, я имею в виду не «деньги для водородной энергетики», а связанные с ее развитием преференции). Серьезные инвесторы это понимают. Понимают они и степень риска. И тот факт, что они все‑таки идут на риск, показывает, что водородная энергетика – не просто очередная модная идея, обреченная на забвение через пару лет.

– Если перспективы водородной энергетики так актуальны, не грозит ли нашей стране опасность оказаться в «хвосте» водородной гонки? Достижения СССР в деле развития водородных технологий общеизвестны, но как обстоят дела сейчас?

– Как раз проблема дефицита технологий и светлых умов несколько преувеличена массовым сознанием. По большому счету сегодня в мире есть две страны, имеющие хороший задел для развития водородной энергетики,  – США и Россия. Более того, в этих двух странах отработаны методы обращения с водородов, снижающие риск аварий.

Например, сегодня приходят сообщения о проекте по переводу части сочинского муниципального транспорта на водородное топливо, но далеко не все помнят, что именно в окрестностях Сочи была построена первая «водородная деревня», что Краснодарский край – один из регионов страны, делающих ставку на гелиоэнергетику.

– Значит ли это, что водороду действительно суждено стать «топливом будущего», пусть по прошествии не такого уж малого срока, что ожидания, связанные с ним, не преувеличены или преувеличены очень мало?

– На мой взгляд, здесь лучше всего не воздержаться поспешных, тем более слишком радужных суждений. Водород – не универсальное топливо, которому предстоит заменить уголь, нефть и газ, это всего лишь одна из альтернатив традиционному топливу, в первую очередь, как я уже говорил, для регионов с децентрализованным энергоснабжением. Водородное топливо можно применять не только для заправки автомобилей, но для энергоснабжения населения, тем более что здесь есть возможность получать «на выходе» не только электроэнергию, но и тепло и горячую воду.

Альтернатива номер один водороду и другим нетрадиционным видам топлива на российском рынке – это, разумеется, газ. Но при этом нужно учитывать, что цена газа на внутреннем рынке рано или поздно приблизится к мировой, затраты на строительство с нуля газо-проводов и прочей инфраструктуры обходятся в кругленькую сумму уже сейчас, так что время действительно работает на «альтернативу».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 14 (106) июль 2008 года:

  • Ремонтная кампания МРСК Центра

    Летний период для энергетиков – традиционная пора активной ремонтной кампании. В этом году ОАО «МРСК Центра» готово направить на ремонты 1 миллиард 496 миллионов 42 тысячи рублей. По сравнению с прошлым годом затраты увеличатся на 334 миллиона 92 тысячи. Уже два года МРСК Центра реализует систему комплексного ремонта объектов, которая предполагает не разовое «латание старых дыр», а ремонт, профилактику, модернизацию и перевооруже...

  • Домашнее водородное тепло

    Крупнейшие корпорации Японии подключились к проекту по разработке топливных элементов для обогрева и электроснабжения частных домов. Еще в 2005 году резиденцию премьер-министра Японии оборудовали первым в мире устройством автономного тепло- и электроснабжения на основе топливного элемента. Премьер тем самым подал пример для остальных граждан, и с тех пор около 3 тысяч японских семей подали заявки на установку подобного оборудования. М...

  • Литва отказывается от биотоплива

    В Литве остановлены сразу два крупных проекта по биотопливу: владельцы предприятий Alfabioetanolis и Nordetanolis, планировавшие запустить заводы по его производству, отказались от своих планов, придя к мнению, что этот бизнес невыгоден. Alfabioetanolis планировал построить на территории Клайпедской свободной экономической зоны завод по производству этанола на участке, граничащем с Mestilla – одним из крупнейших производителей би...

  • «Время водорода настанет через десять лет»

    Водородная энергетика – модная тема, которую в пору сравнить с нанотехнологиями. Из разных регионов России приходят вести о намерении использовать водородное топливо для автомобилей или топливные элементы, работающие на водороде. Насколько реальны эти ожидания? Своими наблюдениями делится Кирилл Кучкин, директор по технологиям ООО «Топливные элементы» (Москва). ...

  • Помощь в реструктуризации

    В Кузбасс по программе ГУРШ (Государственное учреждение реструктуризации шахт) поступило 812,5 миллиона рублей из федерального бюджета. Как сообщили в областном департаменте строительства, из них 750 миллионов рублей направлены на переселение жителей с подработанных территорий: в Прокопьевск – 229 миллионов рублей, Осинники – 140 миллионов рублей, Новокузнецк – 119 миллионов рублей, Анжеро-Судженск – 107 миллион...