16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/105/8055.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13 (105) июль 2008 года

ФСК открывает карты

Энергетика Ольга МАРИНИЧЕВА

Последние несколько месяцев вопросы технологического присоединения называют одной из важнейших проблем, которые оставляет в наследство РАО «ЕЭС России». И крупные потребители, и строители, и эксперты, не говоря уже о рядовых гражданах и представителях малого бизнеса, считают, что здесь есть что доработать.

Весной текущего года РАО ЕЭС в лице ФСК ЕЭС объявило о реализации комплекса мер для большей информационной открытости этого процесса. О том, какую степень открытости решили допустить энергетики, какие изменения могут быть внесены в процесс техприсоединения, что представляют собой альтернативные варианты привлечения инвестиций, рассказывает Дмитрий Медведев, руководитель Управления технического развития Центра управления МРСК ОАО «ФСК ЕЭС».

– Насколько подробна информация о правилах технологического присоединения, которую ФСК решила донести до потребителей?

– Сетевые компании холдинга РАО «ЕЭС России» проводят открытую информационную политику, нацеленную на обеспечение максимальной прозрачности процессов, связанных с реформированием электроэнергетической отрасли. Мы ведем постоянный диалог с потребителями. В энергокомпаниях работают телефоны «горячей линии», на сайтах размещается исчерпывающая информация о процессе техприсоединения (ответы на часто задаваемые вопросы, нормативные документы, типовые формы заявки и договоров, контактные лица и др.), есть возможность направить через сайт вопрос или претензию. В регионах для потребителей также работают центры обслуживания клиентов распредсетевых компаний. В общем, мы говорим о целой системе информационной работы, задача которой – сделать взаимодействие энергетиков и потребителей в процессе техприсоединения понятным, комфортным, конструктивным, бесконфликтным.

– Предполагается ли процедура вопросов‑ответов, комментариев по наиболее актуальным для потенциального адресата вопросам? Или речь идет о разъяснении наиболее общих правил?

– Детально на все вопросы потребителей готовы ответить уполномоченные сотрудники как исполнительного аппарата ФСК, так и региональных распределительных сетевых компаний. Недавно на сайте ОАО «ФСК ЕЭС» открыт раздел, посвященный техприсоединению генерирующих объектов. В этом разделе предусмотрена возможность получения адресной информации. Иными словами, потребитель после регистрации в ФСК в качестве пользователя сможет в режиме on-line отслеживать ход выполнения заявки на техприсоединение. Помимо этого, после заключения соответствующего соглашения Федеральная сетевая компания готова предоставлять потребителям сведения, влияющие на процесс техприсоединения, которые относятся к разряду коммерческой тайны.

Аналогичная схема информационного взаимодействия с потребителями, желающими подключить свои энергопринимающие устройства к сетям, в течение ближайшего времени будет внедрена на сайтах региональных распредсетевых компаний в соответствии с положениями Стандарта «Порядок раскрытия информации о технологическом присоединении энергопринимающих устройств…», разработанного экспертами ОАО «ФСК ЕЭС» и выносившегося на общественное обсуждение в мае текущего года.

– Не связана ли разработка этого документа с критическими замечаниями по части прозрачности процедуры технологического присоединения?

– Отнюдь. Публикация материалов о техприсоединении – лишь верхушка айсберга информационной работы с потребителями. Поводом к новой серии публикаций по вопросам технологического присоединения стало утверждение правлением РАО «ЕЭС России» Стандарта раскрытия информации при техприсоединении, который упоминался выше, и четырех форм типовых договоров. Что касается критических замечаний – они неизбежны, ведь речь идет о сложном процессе присоединения новых мощностей к «кровеносной системе» страны – электрической сети. Эти замечания энергетики тщательно анализируют и всегда учитывают в работе.

– Существуют ли альтернативы введению платы за технологическое присоединение?

– Альтернативой плате за техприсоединение на сегодняшний день может стать включение инвестиционных затрат в тариф на услуги по передаче электроэнергии. Энергетикам такое решение было бы удобнее, чем введение тарифа на присоединение. Но в системе тарифообразования «затраты плюс» это привело бы к увеличению тарифа на 40‑50 процентов. Причем все существующие потребители электроэнергии стали бы платить за отдельных потребителей, которые желают присоединиться к сети или увеличить присоединенную мощность. И если сегодня плата за присоединение носит разовый характер, то по увеличенному тарифу на передачу всем потребителям сетевой организации пришлось бы платить в течение года, в котором осуществляется присоединение.

– Освободить заявителей от платы – это перебор. Насколько реалистичнее вариант оплаты фактических затрат сетевых организаций?

– Практически невозможно рассчитать фактические затраты для присоединения каждого потребителя. Представьте себе такую картину. Первый заявитель строит подстанцию 110 кВ, распределительный пункт, распределительную сеть и только затем присоединяет свой объект. Второй заявитель присоединяется без затрат, ведь все затраты понес первый заявитель. И далее, пока созданная мощность будет не распределена, а потом все повторяется снова. Это справедливый подход? Может быть и другой вариант: первый потребитель строит подстанцию 110 кВ в самой «бедной» комплектации и мощность только для себя, точно так же строит распределительную сеть только для себя без резервов и присоединяет объект. Приходит второй заявитель – меняет оборудование подстанции и далее меняет распределительную сеть и присоединяет свой объект. Что получается в результате? Перманентная стройка, а в городах – паутина и кабелей, и проводов. Таким образом, действующий принцип формирования платы за техприсоединение является оптимальным.

– Какие критические замечания в адрес правил технологического присоединения, в том числе те, которые высказываются по сей день, вы считаете достаточно обоснованными, какие, мягко говоря, необоснованными или же зависящими от объективных обстоятельств, а не от решений энергетиков?

– Самая распространенная критика – это размер платы за техприсоединение. Тарифы на эту услугу утверждаются государственными регулирующими органами: Федеральной службой по тарифам РФ для магистральных сетей и региональными энергетическим комиссиями для распределительных. Ставки тарифов в разных регионах отличаются и зависят, в первую очередь, от прогнозируемых затрат на техприсоединение. Чем больше дефицит, чем больше объектов требуется построить для обеспечения мощностью новых потребителей, тем выше тариф. Разумеется, на тариф влияет и себестоимость строительства новых энергообъектов, которая для каждого региона индивидуальна. Так, например, в Москве, где в силу объективных причин себестоимость сетевого строительства значительно выше, чем в других регионах, установлены самые высокие по России тарифы на технологическое присоединение. Напротив, в Калмыкии, где коэффициент использования сетевого хозяйства очень низок, а его резервы не задействованы и наполовину, плата за присоединение ниже, чем в среднем по стране. Одним словом, тарифы на техприсоединение объективны и отражают реальные расходы сетевых компаний на подключение к сетям новых абонентов.

Второй сюжет критики – отказы в техприсоединении. За последние три года была проведена очень серьезная работа, результатом которой стало внесение ряда изменений в законодательную базу РФ. В частности, закон не только определил плату за техприсоединение как один из источников финансирования инвестиционных программ сетевых компаний, но и одновременно запретил отказывать в присоединении. Также законодательно ограничены сроки рассмотрения заявок на присоединение и выдачи технических условий. Установлены сроки осуществления присоединения – не более 1 года для заявленной мощности менее 750 кВА и не более 2 лет для мощности выше 750 кВА, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой сетевой компании. Облегченный порядок присоединения предусмотрен для физических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса – эти категории потребителей подают меньшее количество документов при присоединении, их заявки рассматриваются в более короткие сроки. Для присоединения физических лиц с присоединяемой мощностью до 15 кВт, использующих электроэнергию для коммунально-бытовых нужд, применяется фиксированная ставка тарифа – 5,5 минимального размера оплаты труда. Плата за присоединение является разовой, ее повторное взимание, если потребитель не увеличивает мощность и не повышает категорию надежности энергоснабжения, запрещено.

Третий момент – это непрозрачность процесса техприсоединения. Именно для обеспечения прозрачности услуги для потребителей эксперты Федеральной сетевой компании вместе с коллегами из РАО «ЕЭС России» и распределительных сетевых компаний разработали «Порядок раскрытия информации о технологическом присоединении энергопринимающих устройств». В Стандарте прописаны инструменты и порядок информационного взаимодействия сетевых организаций и заявителей в процессе техприсоединения, а также состав информации, которую сетевые организации обязаны предоставлять заявителям.

– Что именно предусмотрено Стандартом раскрытия информации?

– Порядок предусматривает публикацию сетевыми организациями на своих сайтах трех видов информации: открытой и адресной информации, а также информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно Стандарту на сайтах сетевых компаний любой желающий сможет ознакомиться с информацией об объектах электросетевого хозяйства, которые должны быть построены или реконструированы, а также с перечнем открытых и закрытых центров питания. Перечень поможет потребителям понять, к каким подстанциям возможно присоединение, а к каким – нет. Помимо этого, в открытом доступе будут находиться статистика по выполнению заявок на техприсоединение, сведения о границе зон деятельности сетевых компаний и размерах платы за техприсоединение.

Адресной является информация, содержащаяся в «Паспорте готовности». Это база данных, в которой отражается выполнение заявителем и сетевой организацией мероприятий, необходимых для осуществления техприсоединения. По мере поступления от заявителя нужных документов «Паспорт готовности» актуализируется. Помимо этого, утверждена форма предоставления данных, которая позволяет потребителям отслеживать процесс прохождения всех заявок на подключение. Для этого была разработана сводная форма, содержащая информацию о заявителе и об объекте присоединения, включая его местонахождение, а также дату заявки и стадию ее прохождения. Важно отметить, что имена заявителей в этой форме будут закодированы, поскольку не каждый предприниматель хочет, чтобы его данные находились в открытом доступе. Адресная информация будет размещаться и ежедневно обновляться на сайтах сетевых компаний в разделе «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям». Получить доступ к адресной информации смогут юридические и физические лица, подавшие заявки на техприсоединение, после того, как сетевая компания выдаст им логин и пароль.

Еще один вид информации, которая будет размещаться на сайтах сетевых организаций, объединяет данные, представляющие коммерческую тайну. Это сведения о финансово‑экономической деятельности, сведения в области науки и технологий, гражданской обороны, данные об аварийных ситуациях, перспективном развитии объектов электросетевого хозяйства, включая основные показатели развития. В эту же категорию включена информация об уровнях, режиме и структуре электропотребления с перспективой на 10 лет. Доступ к сведениям, представляющим коммерческую тайну, открывается после подписания с сетевой компанией специально разработанного «Соглашения об охране информации, составляющей коммерческую тайну».

– Существует ли возможность снизить тариф на техприсоединение? Если да, то каким образом?

– В настоящее время рассматривается вариант включить в тарифы на передачу реконструкцию подстанций классом напряжения 35 кВ и выше, а остальные затраты по непосредственному присоединению к распределительной сети возложить на заявителя. Еще один вариант снижения размера платы за техприсоединение – исключить из нее налог на прибыль, который составляет 24 процента.

В перспективе плата за техприсоединение будет значительно снижена за счет внедрения в России новой системы тарифного регулирования. В новой редакции Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике» определено, что до 2011 года для большинства сетевых компаний холдинга РАО «ЕЭС России» плата за техприсоединение, наряду с тарифом на передачу электроэнергии, является источником средств, направляемых на развитие сетевого хозяйства. После 2011 года для всех сетевых компаний должна вступить в силу новая система тарифного регулирования – RAB, которая позволит сетевым компаниям привлекать «длинные», со сроком возврата до 40 лет, деньги с рынка капитала, снижая, таким образом, инвестиционную составляющую в плате за техприсоединение и не позволяя «раздувать» тариф на передачу. Соответствующие поправки к Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии недавно утвердило правительство.

Основные изменения, внесенные в этот документ, связаны с применением для установления тарифов метода доходности инвестированного капитала (метод RAB, англ. Regulatory asset base). На новую систему тарифного регулирования уже с июля текущего года должны перейти пять «пилотных» регионов: Белгородская, Астраханская, Тверская, Оренбургская области и Пермский край.

Система тарифообразования на основе RAB позволяет привлекать масштабные инвестиции при условии их возврата небольшими частями в течение 30‑40 лет. Это своего рода ипотека для сетей, которая даст возможность привлечь объемные средства с фондовых рынков на строительство новых мощностей без резкого роста тарифа на передачу. В случае, если механизм RAB заработает в России «на полную мощность», начиная с 2011 года плата за техприсоединение будет отменена, так как к этому времени сетевые компании смогут создать необходимый резерв мощности за счет привлеченных средств: именно такую цель ставят перед собой энергетики. При худшем варианте плата за техприсоединение полностью отменена не будет, но снизится до величины затрат на строительство сети от энергопринимающего устройства заявителя до существующей сети, к которой необходимо подключиться. В настоящее время в среднем по России это около 25 процентов от общих затрат на подключение заявителей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13 (105) июль 2008 года:

  • Латвия: Интерес к «Северному потоку»

    Европейский Союз присвоил газопроводу «Северный поток» (Nord Stream) статус приоритетного энергетического проекта, отвечающего интересам всей Европы, и внес его в список трансъевропейских энергетических сетей TEN-E как один из проектов, играющих ключевую роль в энергоснабжении Еврозоны. Тем временем Латвия предложила включить ее газовые хранилища в проект строительства газопровода, проходящего по дну Балтийского моря. «Латвия могла бы ...

  • Время менять имена

    Новое имя и символика «присвоены» Федеральной гидрогенерирующей компании. Общее собрание акционеров ОАО «ГидроОГК» 25 июня приняло решение об изменении фирменного наименования компании. С этого момента полное название компании на русском языке – открытое акционерное общество «Российская гидрогенерирующая компания», сокращенное – ОАО «РусГидро». Оба фирменных наименования закреплены уставом общества в новой редакции, утвержд...

  • Перерегистрация недвижимости

    Более 54 процентов (2449 объектов) недвижимого имущества бывших РСК уже перерегистрированы на МРСК Северо-Запада. Всего в компаниях МРСК Северо-Запада будет перерегистрировано 4508 объектов недвижимого имущества. По словам Андрея Хомякова , начальника отдела управления капиталом МРСК Северо-Запада, работа по перерегистрации объектов недвижимого имущества с бывших РСК на ОАО «МРСК Северо-Запада» проходит в соответствии с утвержден...

  • Инвестпрограмма на 680 миллионов

    Инвестиционная программа «Новгородэнерго» в текущем году составит порядка 680 миллионов рублей. Фактический ввод основных фондов за год достигнет 5,225 МВА. В 2008 году «Новгородэнерго» планирует выполнить ремонт основных средств с общими затратами 81 миллиона 855 тысяч рублей. Ожидаемое выполнение плана первого полугодия – 94,2 процента, или 40 миллионов 199 тысяч рублей. Невыполнение плана ремонтов оборудования подстанций и воздушны...

  • На Тихоокеанском побережье построят нефтеперерабатывающий завод

    В начале июля НК «Роснефть» планирует завершить разработку технико-экономического обоснования проекта строительства нефтеперерабатывающего завода. Предприятие разместится в конечном пункте нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан – в районе мыса Елизарова, в 3‑4 километрах от будущего порта отгрузки в бухте Козьмино. Мощность завода составит до 20 миллионов тонн нефти в год, возможные затраты на строительство оцен...