16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/104/7954.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (104) июнь 2008 года

Конец истории?

Энергетика Денис ДЁМИН, УК «Энергокапитал»

Середина 2008 года обозначила важную веху в истории отечественной электроэнергетики, которая вступает в новый этап существования с окончательной реорганизацией РАО ЕЭС. Реформа отрасли, инициированная около десятилетия назад, всего за четыре года активных преобразований коренным образом изменила ее состав, структуру и принципы функционирования.

Проведенная реформа стала, пожалуй, самым масштабным опытом реформирования энергосистем в современном мире. Ряд стран развитой экономики еще только приступает к разделению субъектов электроэнергетической отрасли по видам деятельности; многие страны в обозримой перспективе сохранят вертикально интегрированные энергосистемы.



Кто может, пусть сделает лучше

Пока нельзя дать окончательный ответ на вопрос о том, насколько эффективно и последовательно были решены основные задачи реформирования российской электроэнергетики. Приступая к процессу, авторы реформы исходили из необходимости преобразований в рамках ситуации, сложившейся в секторе в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия. Отрасль, централизованная в рамках одной, контролируемой государством, корпорации, характеризовалась рядом структурных проблем и не представляла инвестиционной привлекательности для частного капитала. Неспособность государства обеспечивать адекватный уровень инвестиций в отрасль создавала реальную опасность деградации национальной энергетической системы и, как следствие, угрозу развитию экономики страны.

Не исключено, что если бы решение о реформе электроэнергетики принималось позже, когда государство аккумулировало крупные финансовые средства, достаточные для инвестиций в сектор, преобразования приобрели бы совсем иной характер. Однако в период, определивший контуры и принципы реформирования, в одной точке сошлись интересы всех участвовавших в процессе сторон. Государство испытывало трудности в поддержании адекватного состояния и в администрировании электроэнергетической системы, которая превратилась для него в своего рода обузу. Крупный бизнес был заинтересован в частном контроле над обеспечением электроэнергией потребностей растущей промышленности и, напротив, обладал средствами для инвестиций в сектор. Менеджмент энергетических компаний интересовали более эффективная структура отрасли – ее разукрупнение и функциональная реорганизация, внедрение рыночных механизмов в работу отрасли.

В самых общих чертах результатом реформирования электроэнергетики должно было стать обеспечение отрасли необходимым инвестиционным ресурсом, эффективной структурой организации и взаимодействия и рыночной средой функционирования. Эти направления были реализованы в форме реструктуризации электроэнергетических активов по функциональному принципу, раздельной приватизации большинства из них и параллельной поэтапной либерализации рынка электроэнергии. За несколько лет отрасль превратилась из проблемного объекта консервативной государственной политики в поле активной деятельности частного капитала. Объем привлеченных в отрасль инвестиций уже измеряется десятками миллиардов долларов; рыночная капитализация сектора многократно возросла, отражая улучшения перспектив бизнеса энергетических компаний в меняющейся среде.

Запущены и отработаны механизмы ценообразования и взаимодействия участников сектора на новых условиях. Планомерно продвигается процесс либерализации рынка электроэнергии. Сформирована беспрецедентная по масштабам и охвату инвестиционная программа, увязывающая воедино потребности и источники финансирования, нужды потребителей электроэнергии и возможности производителей оборудования и материалов для развития отрасли. Отрасль привлекла достаточное количество стратегических инвесторов, в качестве которых выступили в том числе и зарубежные энергетические компании, обладающие значительным опытом и технологическим потенциалом для применения в России. В целом можно говорить о том, что в содержательном плане основные моменты реформы к настоящему времени были более или менее успешно реализованы.



Подводные камни

При этом эффективное достижение конечных результатов реформы, которые определяются уже реализованными изменениями, еще не полностью очевидно. Уже в ходе реформирования процесс подвергался многократным коррективам под давлением участников или внешней среды. Конфигурация, состав, принципы образования и функции целого ряда компаний – ФСК, МРСК, ИнтерРАО и других – претерпели изменения относительно первоначальных планов. Нежелание или отсутствие возможности ряда инвесторов платить высокую цену за энергетические активы привело к многократным задержкам в их приватизации. В некоторых случаях цена активов снижалась относительно первоначальных намерений, отражая оценку предприятий стратегами. До сих пор неясна судьба ряда активов, не получивших частного инвестора в качестве собственника либо остающихся под контролем государства на неопределенный пока период.

Разукрупнение и демонополизация отрасли были одним из ключевых элементов реформы электроэнергетики, которые должны были обеспечить отрасли существование эффективного рынка с необходимым уровнем конкурентности среды. И разделение энергетики по видам бизнеса, и привлечение большого числа частных инвесторов в различные ее сегменты должны были преобразовать централизованное управление сектором в плоскость действия законов рынка.

Фактически же процесс приватизации энергетических активов вполне ожидаемо привел к консолидации значительной их части узким кругом игроков, основным из которых является «Газпром» – ведущий поставщик топлива для российской энергетики. Газовая монополия на настоящий момент получила контроль более чем над 20 процентами российских энергогенерирующих мощностей, укрепляя свои позиции в генерации приобретением активов в прочих сегментах. Другие крупнейшие инвесторы также ведут активную деятельность в направлении как вертикальной, так и горизонтальной интеграции энергетического бизнеса. Концентрация значительной части энергосистемы под контролем нескольких игроков не вполне соответствует первоначальным установкам реформы и ограничивает возможность рыночных механизмов в регулировании отрасли. В этих условиях роль государства в регулировании поведения игроков энергетического рынка и предотвращении олигополистических явлений стала как никогда ранее актуальна. В настоящее время основным ограничителем возможного недобросовестного поведения игроков энергетического рынка является Федеральная антимонопольная служба. Актуальность задачи обеспечения эффективного функционирования электроэнергетического рынка и отрасли в целом продемонстрирована недавним созданием Министерства энергетики, к которому от РАО ЕЭС перейдут некоторые функции администрирования деятельности сектора.



Хватит ли инвестиций?

Еще один потенциально уязвимый элемент реформы связан с обеспечением реализации масштабной инвестиционной программы в отрасли. В ходе продажи генерирующих активов РАО ЕЭС постепенно снижало строгость обязательств новых собственников по выполнению утвержденных инвестпрограмм; к настоящему моменту довольно очевидно, что объем и состав мощностей, которые будут вводиться многими генерирующими компаниями в следующие несколько лет, подвергнется корректировке. Это создает определенные риски для исполнения национальной программы развития электроэнергетики, которая задумывалась и разрабатывалась как комплексный проект. Кроме того, ограниченные возможности энергомашиностроительной отрасли при взрывном росте вводов энергообъектов делает очевидной перспективу удорожания строительства генерирующих и сетевых мощностей, что также будет вносить коррективы в инвестиционные планы компаний.

Либерализация ценообразования, которая охватывает все большую часть рынка, также все еще оставляет большое количество вопросов, в том числе технического характера. Цены на электроэнергию в свободном сегменте пока еще очень неустойчивы и не являются показательными с точки зрения последствий либерализации для потребителей. Однако уже сейчас понятно, что в ближайшие годы средний уровень цен на электроэнергию будет расти на десятки процентов в год. В целом расширение действия рыночных механизмов может привести к снижению цен для потребителей только в случае превышения общего предложения электроэнергии над спросом; в условиях же общего дефицита энергомощностей, который просуществует еще как минимум несколько лет, устранение государственного тарифного регулирования приведет лишь к ускоренному росту цен.

Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что реформа российской электроэнергетики вступила в интересный переломный этап. При том, что содержательная сторона процесса реализована, последствия реформы только начинают проявляться. Об успехе реформы, как с точки зрения государства, обеспечившего приток инвестиций в системообразующую отрасль, так и со стороны частного бизнеса, получившего доступ к стратегическому сектору, говорить пока рано. Отрасль была перенесена в своего рода новую систему координат, и многое будет зависеть от того, насколько эффективно в этой системе будет соблюдаться равновесие интересов государства, собственников энергокомпаний и потребителей электроэнергии. Ясность в эту ситуацию начнут вносить уже ближайшие месяцы – первые месяцы без РАО ЕЭС.

Провод, Газпром, Генерация, ЕЭС , Мощность, МРСК , Топливо, ФСК, Электроэнергия , Энергия , Кабельная арматура, Электроэнергетика

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.