16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/104/7954.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (104) июнь 2008 года

Конец истории?

Энергетика Денис ДЁМИН, УК «Энергокапитал»

Середина 2008 года обозначила важную веху в истории отечественной электроэнергетики, которая вступает в новый этап существования с окончательной реорганизацией РАО ЕЭС. Реформа отрасли, инициированная около десятилетия назад, всего за четыре года активных преобразований коренным образом изменила ее состав, структуру и принципы функционирования.

Проведенная реформа стала, пожалуй, самым масштабным опытом реформирования энергосистем в современном мире. Ряд стран развитой экономики еще только приступает к разделению субъектов электроэнергетической отрасли по видам деятельности; многие страны в обозримой перспективе сохранят вертикально интегрированные энергосистемы.



Кто может, пусть сделает лучше

Пока нельзя дать окончательный ответ на вопрос о том, насколько эффективно и последовательно были решены основные задачи реформирования российской электроэнергетики. Приступая к процессу, авторы реформы исходили из необходимости преобразований в рамках ситуации, сложившейся в секторе в конце прошлого – начале нынешнего десятилетия. Отрасль, централизованная в рамках одной, контролируемой государством, корпорации, характеризовалась рядом структурных проблем и не представляла инвестиционной привлекательности для частного капитала. Неспособность государства обеспечивать адекватный уровень инвестиций в отрасль создавала реальную опасность деградации национальной энергетической системы и, как следствие, угрозу развитию экономики страны.

Не исключено, что если бы решение о реформе электроэнергетики принималось позже, когда государство аккумулировало крупные финансовые средства, достаточные для инвестиций в сектор, преобразования приобрели бы совсем иной характер. Однако в период, определивший контуры и принципы реформирования, в одной точке сошлись интересы всех участвовавших в процессе сторон. Государство испытывало трудности в поддержании адекватного состояния и в администрировании электроэнергетической системы, которая превратилась для него в своего рода обузу. Крупный бизнес был заинтересован в частном контроле над обеспечением электроэнергией потребностей растущей промышленности и, напротив, обладал средствами для инвестиций в сектор. Менеджмент энергетических компаний интересовали более эффективная структура отрасли – ее разукрупнение и функциональная реорганизация, внедрение рыночных механизмов в работу отрасли.

В самых общих чертах результатом реформирования электроэнергетики должно было стать обеспечение отрасли необходимым инвестиционным ресурсом, эффективной структурой организации и взаимодействия и рыночной средой функционирования. Эти направления были реализованы в форме реструктуризации электроэнергетических активов по функциональному принципу, раздельной приватизации большинства из них и параллельной поэтапной либерализации рынка электроэнергии. За несколько лет отрасль превратилась из проблемного объекта консервативной государственной политики в поле активной деятельности частного капитала. Объем привлеченных в отрасль инвестиций уже измеряется десятками миллиардов долларов; рыночная капитализация сектора многократно возросла, отражая улучшения перспектив бизнеса энергетических компаний в меняющейся среде.

Запущены и отработаны механизмы ценообразования и взаимодействия участников сектора на новых условиях. Планомерно продвигается процесс либерализации рынка электроэнергии. Сформирована беспрецедентная по масштабам и охвату инвестиционная программа, увязывающая воедино потребности и источники финансирования, нужды потребителей электроэнергии и возможности производителей оборудования и материалов для развития отрасли. Отрасль привлекла достаточное количество стратегических инвесторов, в качестве которых выступили в том числе и зарубежные энергетические компании, обладающие значительным опытом и технологическим потенциалом для применения в России. В целом можно говорить о том, что в содержательном плане основные моменты реформы к настоящему времени были более или менее успешно реализованы.



Подводные камни

При этом эффективное достижение конечных результатов реформы, которые определяются уже реализованными изменениями, еще не полностью очевидно. Уже в ходе реформирования процесс подвергался многократным коррективам под давлением участников или внешней среды. Конфигурация, состав, принципы образования и функции целого ряда компаний – ФСК, МРСК, ИнтерРАО и других – претерпели изменения относительно первоначальных планов. Нежелание или отсутствие возможности ряда инвесторов платить высокую цену за энергетические активы привело к многократным задержкам в их приватизации. В некоторых случаях цена активов снижалась относительно первоначальных намерений, отражая оценку предприятий стратегами. До сих пор неясна судьба ряда активов, не получивших частного инвестора в качестве собственника либо остающихся под контролем государства на неопределенный пока период.

Разукрупнение и демонополизация отрасли были одним из ключевых элементов реформы электроэнергетики, которые должны были обеспечить отрасли существование эффективного рынка с необходимым уровнем конкурентности среды. И разделение энергетики по видам бизнеса, и привлечение большого числа частных инвесторов в различные ее сегменты должны были преобразовать централизованное управление сектором в плоскость действия законов рынка.

Фактически же процесс приватизации энергетических активов вполне ожидаемо привел к консолидации значительной их части узким кругом игроков, основным из которых является «Газпром» – ведущий поставщик топлива для российской энергетики. Газовая монополия на настоящий момент получила контроль более чем над 20 процентами российских энергогенерирующих мощностей, укрепляя свои позиции в генерации приобретением активов в прочих сегментах. Другие крупнейшие инвесторы также ведут активную деятельность в направлении как вертикальной, так и горизонтальной интеграции энергетического бизнеса. Концентрация значительной части энергосистемы под контролем нескольких игроков не вполне соответствует первоначальным установкам реформы и ограничивает возможность рыночных механизмов в регулировании отрасли. В этих условиях роль государства в регулировании поведения игроков энергетического рынка и предотвращении олигополистических явлений стала как никогда ранее актуальна. В настоящее время основным ограничителем возможного недобросовестного поведения игроков энергетического рынка является Федеральная антимонопольная служба. Актуальность задачи обеспечения эффективного функционирования электроэнергетического рынка и отрасли в целом продемонстрирована недавним созданием Министерства энергетики, к которому от РАО ЕЭС перейдут некоторые функции администрирования деятельности сектора.



Хватит ли инвестиций?

Еще один потенциально уязвимый элемент реформы связан с обеспечением реализации масштабной инвестиционной программы в отрасли. В ходе продажи генерирующих активов РАО ЕЭС постепенно снижало строгость обязательств новых собственников по выполнению утвержденных инвестпрограмм; к настоящему моменту довольно очевидно, что объем и состав мощностей, которые будут вводиться многими генерирующими компаниями в следующие несколько лет, подвергнется корректировке. Это создает определенные риски для исполнения национальной программы развития электроэнергетики, которая задумывалась и разрабатывалась как комплексный проект. Кроме того, ограниченные возможности энергомашиностроительной отрасли при взрывном росте вводов энергообъектов делает очевидной перспективу удорожания строительства генерирующих и сетевых мощностей, что также будет вносить коррективы в инвестиционные планы компаний.

Либерализация ценообразования, которая охватывает все большую часть рынка, также все еще оставляет большое количество вопросов, в том числе технического характера. Цены на электроэнергию в свободном сегменте пока еще очень неустойчивы и не являются показательными с точки зрения последствий либерализации для потребителей. Однако уже сейчас понятно, что в ближайшие годы средний уровень цен на электроэнергию будет расти на десятки процентов в год. В целом расширение действия рыночных механизмов может привести к снижению цен для потребителей только в случае превышения общего предложения электроэнергии над спросом; в условиях же общего дефицита энергомощностей, который просуществует еще как минимум несколько лет, устранение государственного тарифного регулирования приведет лишь к ускоренному росту цен.

Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что реформа российской электроэнергетики вступила в интересный переломный этап. При том, что содержательная сторона процесса реализована, последствия реформы только начинают проявляться. Об успехе реформы, как с точки зрения государства, обеспечившего приток инвестиций в системообразующую отрасль, так и со стороны частного бизнеса, получившего доступ к стратегическому сектору, говорить пока рано. Отрасль была перенесена в своего рода новую систему координат, и многое будет зависеть от того, насколько эффективно в этой системе будет соблюдаться равновесие интересов государства, собственников энергокомпаний и потребителей электроэнергии. Ясность в эту ситуацию начнут вносить уже ближайшие месяцы – первые месяцы без РАО ЕЭС.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (104) июнь 2008 года:

  • Абсолютная реформа, или Как сохранить отрасль

    Анатолия Чубайса как автора многих реформ и системных преобразований в России с каждым днем оценивают все более неоднозначно. Одни говорят, что он готов поступиться корпоративными интересами РАО ЕЭС в пользу национальных и уволиться с занимаемой должности точно в срок, запланированный им самим несколько лет назад. Другие заявляют, что именно этот человек разрушил великую советскую энергосистему, оставив в наследство новую и непонятную р...

  • Унифицированная система топливоподготовки

    Применение жидкого нефтяного топлива ухудшенного качества (с высокой долей ароматических углеводородов, асфальтенов, смол и воды), производимого из нефтей северных и северо-восточных месторождений нашей страны, требует внедрения в технологический цикл топливоподготовки новых технологических процессов обработки топлива перед его сжиганием. В настоящее время существует большое количество устройств, реализующих (дополнительно к традиционн...

  • Молдавия: Кишинев требует остановить строительство на Днестре

    Молдавия потребовала от Украины приостановить строительство Новоднестровской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) на пограничной реке Днестр. «Строительство станции должно быть приостановлено, так как оно может серьезно повлиять на состояние Днестра, являющегося важным источником питьевой воды для Кишинева и всей республики», – пояснила журналистам министр экологии и природных ресурсов Молдавии Виолетта Иванова. По ее словам...

  • 16‑канальные модули дискретного вывода

    Компания «ПЛКСистемы» информирует о выходе двух новых 16‑канальных модулей дискретного вывода с защитой от короткого замыкания: F2‑16TD1Pи F2‑16TD2-P. В целом для DL205 компания «ПЛКСистемы» предлагает входные, выходные дискретные модули в различной конфигурации. Линейка модулей от 4 до 32 каналов на напряжение 5‑15, 12‑24 или 24В. В настоящее время имеется следующая номенклатура входных / выхо...

  • «Электрозавод» завершает строительство ПС «Яшино»

    В соответствии с программой первоочередных мер правительства Москвы по недопущению дефицита мощности на территории Москвы, в рамках соглашения о взаимодействии между РАО «ЕЭС России» и правительством Москвы в Северном административном округе столицы продолжается строительство ПС 220 / 20 кВ «Яшино». Генеральным подрядчиком по строительству выступает холдинговая компания «Электрозавод». На данный момент завершены работы по с...