16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/100/7566.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (100) апрель 2008 года

Отрасль реформируется – образование отстает?

Тема номера Беседовала Алина ШАМАН

Реформирование образовательной системы России совпало и с реформами в энергетической отрасли. Однако при этом, если в энергетике можно отметить значительный рост, то в образовании - полный штиль.

Сама по себе образовательная система «подгоняется» под международные стандарты. Болонский процесс потребовал от нас отказаться от привычных школ-десятилеток и последующей за ними вузовской «пятилетки». О том, как такое положение дел отражается на обучении специалистов важнейшей для страны отрасли, корреспондент ЭПР побеседовал с деканом электромеханического факультета Санкт-Петербургского политехнического университета Юрием Бочаровым.

– Как реформа, проводимая государством, может отразиться на образовании для энергетической отрасли?

– Предполагается убрать то, что сейчас называется «специалист», а по диплому – инженер. Эта категория должна прекратить свое существование, оставив взамен только бакалавра – это четыре года и магистра – еще порядка двух лет. Вторая ступень – магистратура – является не стопроцентной, а ограниченной. Насколько ее ограничат, никто не знает. Однако для энергетики этот переход создает большие сложности, поскольку в теории предполагается, что «бакалавриат» готовит специалистов по эксплуатации. Но энергетика – та отрасль, где эксплуатирующиеся системы крайне сложны, что вызывает трудности даже у специалистов. В данном случае можно привести пример работы диспетчера на диспетчерской службе или в региональных диспетчерских управлениях – объединенных или центральных. Здесь диспетчером может стать только специалист с большим опытом работы, при этом уже имея высшее инженерное образование.

– Кроме образования, сегодня реформируется и сама энергетика. Как вы полагаете, такие изменения способны отразиться на вузах, ведущих подготовку специалистов‑энергетиков?

– Разделение энергетической отрасли на сегодняшний день стало тяжелым испытанием для таких образовательных учреждений. Отрасль распадается на ряд структурных и неструктурных подразделений, создавая из единой компании – множество. И здесь оказывается, что единой структуры требований к подготовке специалистов для этой отрасли у нас просто нет. То есть, нет того, что было у РАО ЕЭС, с прекращением существования которого департамент подготовки кадров также прекратит свое существование. И вот как после этого будут интегрироваться требования к образованию – непонятно.

– Но ведь и отказаться от реформирования тоже нельзя, ведь это важно и для международного признания российских дипломов.

– То, что образование должно стать лучше, – это ясно. Но для того, чтобы понять, что нужно улучшать, надо понять, что плохо, а не ссылаться на Запад. И работать с недочетами образовательной системы. А сравнивание нас с Болонским процессом – это очень неоднозначная вещь. Например, в Германии тоже существует трехлетний «бакалавр» и «магистр», или дипломированный инженер, – еще два года, вторая ступень. Но при этом существует тринадцать лет школы! Не десять, как у нас, а тринадцать, где последние два года школы ученики должны уже ориентироваться на профиль своего будущего образования. В этом случае студенту уже не надо изучать те предметы, которые мы вынуждены сейчас давать на первых курсах.

Если говорить более предметно, то на сегодняшний день в нашем вузе двухуровневая система образования действует уже более десяти лет. И судя по нашему опыту, четырехгодичного образования не хватает никому. Поэтому после защиты бакалаврской работы все остаются учиться дальше. Студенты делятся на два потока: «магистратуа» и «инженер». Инженеры после четырех лет учатся еще полтора года, а магистранты – два года.

– Как вы предполагаете, каким образом может быть решен вопрос и кто должен им заниматься?

– По каждому направлению, по каждой группе специальностей существует учебно-методическое объединение. У нас это общественная организация специалистов, преподавателей, профессоров, работающих в области энергетики, возглавляемая МЭИ. По всей России существует еще порядка тридцати шести инженерных УМО. Каждое из них подписалось под тем, что «инженер‑специалист» должен быть. Бакалаврского диплома не хватает, а магистры, предполагается, должны заниматься научными вопросами, и таких специалистов много быть не может. В нашей ситуации, когда такая огромная, интегрирующая интересы энергетиков структура, как РАО ЕЭС, распадается на серию более мелких структур, а Министерство промышленности энергетики возглавляемое В. Христенко, занимается только ценами на нефть и газ, нам необходима некая объединяющая структура. В идеале хотелось бы, чтобы вопросами образования для энергетической отрасли занималось отдельное подразделение, а не одно Министерство науки и технологии, совмещенное с Министерством образования.

– Какова на сегодняшний день отраслевая потребность в кадрах и насколько заполнена образовательная ниша?

– Потребность очень высока. Энергетические специальности имеют довольно большой объем: морские энергосистемы, воздушные и так далее. А наш факультет работает в области силовой энергетики. Мы готовим специалистов профиля РАО ЕЭС, по направлению «электроэнергетика». Это закрывает всю цепочку – от электростанции до потребителя. И второе направление – силовая энергетика. И здесь, на Северо-Западе, мы практически единственные, кто готовит специалистов с таким профилем. Кроме нас, существуют также отдельные кафедры. Как, например, в Апатитах Мурманской области, где готовят по специальности «высоковольтная энергетика», в Вологде есть одна кафедра, выпускающая специалистов по релейной защите автоматики, в Северо-Западном заочном политехническом университете в Петербурге также есть кафедра «Электроснабжение, сети и системы», но это заочное отделение. Вообще же в России чуть более двухсот вузов из семисот имеют факультеты и кафедры, которые готовят по специальности «энергетика» – по четырнадцатому блоку (тепло- и электроэнергетика, электро- и энергомашиностроение).

– А что по России в целом?

– Самый крупный вуз – Московский энергетический институт (МЭИ), располагающий самым большим количеством специальностей, их порядка двадцати семи. Петербургский Политех – второй в России, двадцать три специальности. Дальше можно назвать еще ряд вузов, таких, как Уральский политехнический институт, Новочеркасский политехнический институт, Новосибирский электротехнический институт, Ивановский энергетический институт, подготавливающие по десяти‑семнадцати специальностям. А дальше идет резкий спад до одной-двух специальностей. Конечно, этого количества учебных заведений не хватает, чтобы закрыть потребности сегодняшней энергетической отрасли в кадрах.

– Насколько высок кадровый дефицит в энергетике?

– Общее количество выпускников по нашему направлению составляет порядка 2‑2,5 тысячи человек по всей России. А потребность только РАО ЕЭС – около 6 тысяч. И надо учесть, что выпускники выбирают из множества направлений и это не всегда может быть связано с той системой, которая остается после РАО.

– Раньше бытовало мнение, что выпускникам вузов, приходящим на предприятия, предлагали забыть все, чему их учили, и учиться заново, уже на практике. Что происходит сейчас?

– Мы сотрудничаем с компаниями, нуждающимися в специалистах. Проводятся совещания на предмет программ подготовки и целей подготовки. Сегодня стандарт, по которому работают вузы, часто содержит не только обязательную для выполнения всеми государственную компоненту, но и включает программу, установленную самим учебным заведением с учетом запросов предприятий.

– Как обстоят дела с преподавательским составом, ведь многие вузы растеряли свои лучшие умы еще в девяностые годы?

– Главная проблема на сегодня в том, что и с развитием промышленности, уже в наши дни, вузы, ведущие подготовку специалистов для энергетики, стали терять преподавателей. Та зарплата, которую предлагают вузы, в разы ниже той, что предлагается на предприятиях. Многие маститые преподаватели, специалисты в своей области, уходят на крупные предприятия, в должности экспертов, консультируют компании по многим вопросам, в том числе и юридического профиля, где необходимо глубокое знание предмета. А в вузах учить некому.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (100) апрель 2008 года:

  • Проблемы светодиодного освещения

    Сейчас существует два основных источника света, использующихся для освещения: лампы накаливания и газоразрядные лампы. И те и другие обладают некоторыми достоинствами и недостатками. В последнее время у ламп накаливания и люминесцентных ламп появился конкурент — светодиоды. Развитие последних задерживает высокая цена, а также отсутствие рациональных конструкций. Разработав практичные виды светильников, их можно будет использовать. Пр...

  • Новости тендеров

    ОАО «МРСК Волги», Саратов в целях удовлетворения нужд намеревается провести открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора на право заключения договора на выполнение работ по проектированию и реконструкции ВЛ-0,4 кВ в селе Лопуховка (СИП) Аткарского района Саратовской области Правобережного ПО филиала ОАО «МРСК Волги»– Саратовских распределительных сетей. Начальная (лимитная) цена конкурса не определена. Договор по результ...

  • Инвестпрограмма для Подмосковья

    ОАО «Коммунальные инвестиции и технологии» («КИТ») завершило строительство в деревне Медвежьи Озера Московской области автоматизированной водогрейной котельной установленной мощностью 6 МВт. Она обеспечит теплом и горячей водой восемь домов и ряд объектов социально-бытового назначения. Проект стоимостью около 30 миллионов рублей был реализован ООО «СНГ» на средства ОАО «КИТ». Ранее в этом населенном пункте Московской области вступила ...

  • Армения: Россия обещает новую АЭС

    Председатель совета директоров компании «Интер РАО ЕЭС» Андрей Раппопорт в ходе визита в Ереван заявил, что Россия готова построить в Армении новую атомную электростанцию: «Мы, конечно, предполагаем заниматься не только управлением действующей Армянской АЭС, но и предлагаем построить новую атомную станцию». Действующая Армянская АЭС (ААЭС) была введена в эксплуатацию в 1976 году (второй блок запущен в 1980 году). В настоящее время функ...

  • Армения получила уникальный шанс

    ЗАО «АрмРосгазпром» планирует объединить четыре действующих энергоблока Разданской ТЭС с пятым блоком стоимостью 248,8 миллиона долларов США в целях создания единого производственного комплекса. Об этом завил глава компании «АрмРосгаз-пром» Карен Карапетян. Он также отметил, что компания планирует инвестировать около 170 миллионов долларов, в результате чего можно будет получить эффективную станцию, оснащенную современными газотурбинам...