16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/100/7534.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 08 (100) апрель 2008 года

Биотопливу подсчитали цену

Энергетика Ольга МАРИНИЧЕВА

«Быть или не быть российскому рынку жидкого биотоплива?» – этот поистине гамлетовский вопрос стоял в центре внимания все дни саммита «Российско-европейские инвестиции и перспективы развития для биотоплива» (8‑10 апреля, Санкт-Петербург, Восьмой международный форум ТЭК).

С одной стороны, интерес к этой теме подогревается общим ажиотажем вокруг биотоплива и позицией Министерства сельского хозяйства, тем более что последнее поддерживает конкретные производственные проекты. Плюс имеется опыт производителей твердого биотоплива, которые добились реальных успехов. С другой стороны, пока здесь больше обсуждений, чем реальных дел. К тому же многие аргументы, которые должны обосновывать выгоды производства биотоплива и выращивание сырья для его производства, наталкиваются на встречные вопросы.



Поощрение сверху

Как известно, классические «зарубежные» доводы в пользу использования биотоплива – дефицит традиционных видов топлива, возможность решения экологических проблем, но главное – поддержка подобных идей «сверху». Российские аргументы и предпосылки выглядят несколько иначе: возможность решения топливных проблем местного масштаба, стимул к развитию сельского хозяйства, возможность использования пустующих земель сельхозназначения под посадку масличных культур, наконец, возможность решить проблему отходов. (Впрочем, с пустующими землями все не так просто – как отметили участники форума, многие из них не оформлены в собственность, а это значит, что ни один банк или инвестор не даст кредита под их освоение.)

С поддержкой «сверху» намного сложнее, чем за рубежом, хотя, как напомнил участникам форума заместитель директора департамента научно-технической политики и образования Министерства сельского хозяйства Николай Сорокин, министерство готовит ряд поощрительных мероприятий. В частности, в план законопроектной деятельности министерства внесен федеральный закон «Об основах развития биоэнергетики в РФ». «Закон должен выстроить четкую систему понятий, связанных с биоэнергетикой, обеспечить проведение государственной политики в области использования альтернативных видов моторного топлива, правовое регулирование построения взаимовыгодных отношений между производителями биологического сырья, переработчиками углеводородного сырья, производителями дизельного топлива и бензина с целью защиты интересов инвесторов», – сообщил Н. Сорокин.

Таковы намерения, а вот и реальные дела: с помощью министерства ГК «Титан» строит в Омской области агропромышленный комплекс, в состав которого войдет завод по производству биоэтанола, комбикормовый завод, свинокомплекс, мясопереработка и сбытовой блок. Участники омского проекта намерены перерабатывать около 450‑500 тысяч тонн сельхозкультур в год. Первую очередь завода мощностью 150 тысяч тонн готовятся пустить в 2008 году. Это не единственный пример: так, в октябре минувшего года сдан в эксплуатацию Казанский маслоэкстракционный завод мощностью 300 тысяч тонн в год, который ориентирован на выпуск не только пищевых продуктов из рапса и подсолнечника (масло, шрот), но и сырья для ТЭК. Мощности для переработки рапса (200 тысяч тонн в год) планируют создать и в Липецкой области, названный срок – 2008 год. Всего в планах Министерства сельского хозяйства – создание в ближайшие годы в основных аграрных регионах страны 20‑25 предприятий различной мощности, которые будут ориентированы на комплексную переработку растительного сырья.



Поезда заправят биодизелем?

О намерениях выпускать сырье для производства биотоплива или само биотопливо объявляют и сами компании. Так, воронежская ГК «Маслопродукт» (один из крупнейших российских производителей растительного масла) объявила о намерении построить завод по производству биодизеля (100 тысяч тонн в год). Точнее, это не завод, а производственный комплекс, включающий мощности по переработке подсолнечника, прессового масла, элеваторы, собственную железнодорожную ветку и другие объекты, обеспечивающие автономную работу предприятия. Возможно, строительство начнется уже в 2008 году. Эта большая стройка включена в программу социального и экономического развития Воронежской области до 2011 года, проекту предоставлены региональные инвестиционные льготы.

Кому может понадобиться российский биодизель? По словам Романа Кораблина, директора по развитию ГК «Маслопродукт», будущие производители воронежского биодизеля рассчитывают не только на зарубежного, но и на российского потребителя – в частности, на ОАО «РЖД». «Вместе с Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта были проведены экспериментальные исследования по применению смесей биодизеля с минеральным дизельным топливом, – рассказывает Р. Кораблин. – В апреле 2008 года планируется научно-технический совет ОАО «РЖД», посвященный результатам применения альтернативных видов топлива на подвижном тяговом составе». Аналогичные новости приходят и из других регионов – например, из Алтайского края. При этом бизнесмены, желающие производить биотопливо, подчеркивают, что успех намерений зависит от позиции и поддержки государства.



Шанс для регионов

«Рассуждать о больших перспективах производства биодизеля и биоэтанола в России необходимо очень осторожно, – комментирует глобальные планы Валентин Иванов, председатель отделения РАЕН «Атомная энергетика и замещение углеводородного топлива». – Во‑первых, прежде чем запускать такой проект, необходимо просчитать все «за» и «против», включая возможные препятствия к конкурентным преимуществам биотоплива по сравнению с традиционным органическим топливом. Один из таких факторов – цена транспортировки, которая может поставить под сомнение окупаемость «экспортного проекта». Другой спорный момент – зависимость подобных планов от ситуации на внешнем рынке, ведь в России применение биоэтанола мало реально – оно облагается такими же акцизами, что и другая спиртосодержащая продукция. Представим ситуацию, которая возникнет, к примеру, после запуска Nord Stream, – вполне возможно, что потребность в биотопливе заметно упадет и те, кто рассчитывает на огромный спрос, окажутся в затруднительном положении».

Другое дело, продолжает В. Иванов, это использование биотоплива в качестве резервного или дополнительного источника энергии, особенно на местном уровне. При этом условии транспортные затраты можно снизить до минимума».

Позиции относительно выгод развития биоэнергетики для регионов придерживается и Раиф Василов, президент Общества биотехнологов России имени Ю. Овчинникова. «Россия давно созрела для производства биотоплива, другое дело, что здесь необходима государственная поддержка, – считает он. – Наиболее выгодными вариантами представляются сегодня комплексные производства, вроде того, которое запущено в Татарстане, а также использование отходов сельхозпроизводства и деревообработки, которое позволяет извлекать биоэтанол и биогаз из практически бросового сырья. Выгода производства биотоплива для регионов очевидна, разумеется, при условии, что процесс будет продуман до малейших деталей. Это касается прежде всего сельской местности, регионов, не имеющих собственных топливных ресурсов, – сегодня к ним относится добрых три четверти территории России. Решение топливного вопроса собственными силами – одна из мер, позволяющих вывести эти регионы из разряда проблемных».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 08 (100) апрель 2008 года:

  • Требованиям соответствуют

    Завод «Севкабель» получил сертификаты, подтверждающие соответствие гибких кабелей управления КГВВ, КГВВнг, КГВВнг-LS требованиям ГОСТ 18404.0‑78, а также требованиям пожарной безопасности по нераспространению горения при одиночной прокладке (КГВВ) и прокладке в пучках (КГВВнг, КГВВнг-LS). Кабели КГВВ, КГВВнг, КГВВнг-LS на напряжение 0,66 кВ и 1 кВ с ПВХ изоляцией, которые будут выпускаться заводом «Севкабель» в соответствии с ТУ ...

  • Вся правда о Росэнерго
    Вся правда о Росэнерго

    «Каждый должен знать свое дело: аграрий пусть занимается землей, а энергетик – своей отраслью, иного не дано», – так кратко глава Росэнерго Дмитрий Аханов сформулировал функцию нового руководящего органа в энергетике. Этой же фразой Дмитрий Сергеевич ответил на один из вопросов ЭПР о том, намерен ли преемник РАО «ЕЭС России» в лице Росэнерго участвовать в других отраслях экономики, например курировать сельское хозяйство. Д...

  • Блиц

    ОАО «АСПО» (Астраханское судостроительное производственное объединение, входит в группу РР-МНП) завершило строительство эксплуатационной платформы (добывающего модуля) для работы на месторождении Кашаган в казахстанском секторе Каспийского моря. Инженерные работы по проекту осуществляли компании Delta Marine (Финляндия) и ОАО КБ «Астрамарин» (Астрахань), транспортировку и установку в море – итальянская компания Saipem. Модуль ...

  • Электротехника переоснащает металлургию

    В марте представительство компании «АБС Холдингс» в Санкт-Петербурге заключило договор с ОМЗ «Спецсталь» (металлургический комплекс «Объединенных машиностроительных заводов») на поставку электротехнического оборудования для переоснащения на предприятии кузнечно-прессовых автоматизированных комплексов усилием 12 тысяч тонн. Исполнителем договора стали ВНИИР и «АБС Электротехника». По условиям контракта стоимостью более 10 миллионов рубл...

  • Северо-Западная ТЭЦ ввела в работу одновременно оба энергоблока

    Северо-Западная ТЭЦ вышла на запланированную мощность, запустив в работу одновременно два энергоблока станции. Это стало возможным в результате достигнутой договоренности между РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» о дополнительных поставках газа на ТЭЦ. Договоренность о поставках газа на Северо-Западную ТЭЦ была достигнута в ходе совещания, на котором присутствовали представители ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России». Протокол о поставках газа ...