16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Новости компаний

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК СО) неправомочна отказывать в утверждении тарифов тем организациям, цены которых подлежат обязательному государственному регулированию.

31.08.2007
Коротко:
Экспертами Энергогруппы «АРСТЭМ» проведен анализ законодательства на предмет незаконных действий РЭК СО по отказу в установлении тарифов организациям, цены которых подлежат обязательному государственному регулированию: у РЭК СО законодательной возможности, кроме абзаца 3 п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов, для отказа в установлении тарифов нет.

Подробнее:
На вопросы Пресс-службы отвечает начальник юридического отдела ООО «ПУСК–ЕКБ» Сергей Горн.
Пресс-служба (ПС): - Какими нормативными документами регулируется порядок и процедура утверждения (отказа в утверждении) тарифов на электроэнергию?
Сергей Горн (СГ): - На сегодняшний день порядок и процедура утверждения тарифов на электрическую энергию регулируют три нормативных акта:
1. Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г. (далее – Правила регулирования тарифов):
• В пункте 1 они определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов;
• В пункте 15 говорится, что «Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования»;
2. Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утверждённым Приказом ФСТ РФ № 130-э от 08.04.2005 г. (далее – Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов):
• В преамбуле говорится , что Регламент «определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением … а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами».
• В пункте 27 говорится, что «заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней проводится в соответствии с порядком, утверждаемым регулирующим органом».
3. Этот порядок утверждается Регламентом Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённый Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21.08.2002 г. № 266-ПК (далее – Регламент РЭК СО):
• Точнее: в главе 4 и Приложении №3 «Регламент рассмотрения материалов энергоснабжающих организаций об установлении тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию».

!! Любые другие нормативные акты в области государственного регулирования тарифов не могут рассматриваться как документы, регламентирующие порядок и процедуру утверждения (отказа в утверждении) тарифов на электроэнергию, Соответственно ссылка на такие документы при отказе в утверждении тарифов является не обоснованной и не корректной.

ПС: - Почему? И какие это документы?
СГ: - У этих документов иная цель.
Первый документ: Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федерации»:
• В пункте 1 обозначена цель данного документа : «Основы ценообразования …определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги».
Регулирование порядка установления тарифов в цели данного документа не входит. Это вошло в цели другого документа – Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации, который утверждён тем же постановлением № 109, что и Основы ценообразования.
2. Методические указания по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённые Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. № 20-э/2 (далее – Методические указания по расчёту тарифов):
• В пункте 2 содержится цель: « «Методические указания предназначены … для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен».
Отсюда, Методические указания по расчёту тарифов регулируют не порядок установления тарифов, о порядок расчёта тарифов, иными словами, методику. Соответственно, они могут применяться только для расчёта и обоснования размера тарифа, а не для отказа в его утверждении. Невыполнение каких-либо положений данного документа даёт основания только для изменения размера тарифа (снижения из-за необоснованности затрат), но не для отказа в его утверждении.
3. Постановление РЭК СО от 11.05.2006 г. № 55-ПК «Об установлении перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчётов, представляемых для утверждения тарифов на электрическую энергию (услуги по передаче электрической энергии):
• Документ расширяет перечень обосновывающих материалов и расчётов, предусмотренный Методическими указаниями по расчёту тарифов, и не регулирует порядок и процедуру установления тарифов.
4. Методические указания по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утверждённые Приказом ФСТ РФ от 05.06.2005 г. № 275-э/4 (далее – Методические указания по индексации тарифов):
• В пункте 2 содержится цель: «Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее – регулирующие органы), регулируемыми организациями и определяют методологию индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также тарифов за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность».
Таким образом, Методические указания по индексации тарифов также не распространяются на порядок и процедуру установления тарифов, соответственно их невыполнение в какой-либо части не является основанием для отказа в установлении тарифов.
ПС: - Имеются ли законодательная возможность и основания для отказа в установлении тарифов на очередной период регулирования организации, цены которой полежат обязательному государственному регулированию?
СГ: - Анализ нормативных документов, регулирующих порядок установления тарифов, показывает, что у РЭК Свердловской области законодательной возможности, кроме абзаца 3 п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов, для отказа в установлении тарифов организациям, цены которых подлежат обязательному государственному регулированию, нет.
В соответствии с абзацем 3 п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов отказ возможен только в открытии дела об установлении тарифов и только по одному основанию - при отсутствии материалов, предусмотренных Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и пунктом 10 Правил регулирования тарифов.
О других основаниях отказа в установлении тарифов нигде ни в одном нормативном документе ничего не сказано.
Ни в Правилах регулирования тарифов, ни в Регламенте рассмотрения дел об установлении тарифов, ни в Регламенте РЭК СО, не предусматривается даже возможности принять решение об отказе в установлении тарифов и в опубликовании такого постановления регулирующего органа. В соответствии с Разделом 4 и 5 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов регулирующий орган может принять решение только об установлении тарифов.

ПС: - Имеются ли у РЭК СО полномочия для отказа в установлении тарифов на электрическую энергию?
СГ: - Полномочия РЭК СО регулируются следующими нормативными документами:
1. Статьёй 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
2. Статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;
3. п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской федерации»;
4. Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 г. (далее – Правила регулирования тарифов);
5. Типовым Положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 г. № 136;
6. Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утверждённым Приказом ФСТ РФ № 130-э от 08.04.2005 г. (далее – Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов);
7. Положением о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 г. № 619-УГ.
8. Регламентом Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждённым Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21.08.2002 г. № 266-ПК (далее – Регламент РЭК СО).
Анализ, указанных документов показывает, что у РЭК СО нет прав и полномочий для отказа организации, цены которой подлежат обязательному государственному регулированию, в утверждении тарифов. Кроме абзаца 3 п. 21 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов, которым органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов делегируется право отказать в открытии дела об установлении тарифов при отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом.
Ни в одном из выше перечисленных документов, в принципе не устанавливается такой возможности, как отказать в установлении тарифов. Так как в соответствии с действующим законодательством любая коммерческая организация имеет право заниматься любым видом деятельности, не запрещённым законом. А соответственно ни один государственный орган (включая РЭК СО) не имеет право препятствовать этой коммерческой организации в осуществлении, выбранных ею видов деятельности, в том числе путём не утверждения ей тарифов, если её цены подлежат обязательному государственному регулированию. Это означает, что если организация выполнила все обязательные требования, предусмотренные законодательством по тарифам, то ей в любом случае должны быть утверждены тарифы.

Свод нормативных документов : http://www.eg-arstem.ru/guide/acts2/#Zakon

Отправить на Email