16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Каталог компаний

ДОЛГОПРУДНЕНСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО АВТОМАТИКИ
  • Почтовый адрес:

    141700, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Летная, 1

  • Телефон:

    Тел. (495) 408‑65‑11, 408‑75‑11
    Факс (495) 408‑89‑09

  • Сайт:

    www.dkba.ru

  • E-mail:

    dkba@dkba.ru


О компании

История создания "Долгопрудненского конструкторского бюро" уникальна и неразрывно связана с развитием воздухоплавания в России. В 30-х годах прошлого века Россия лидировала в дирижаблестроении. Уже в 1920 году благодаря усилиям наших предшественников совершил ряд полетов дирижабль "Астра", а в 1924 году под руководством Фомина и Туполева был создан мягкий дирижабль "Московский химик-резинщик". В 1932 году в "Дирижаблестрое" были изготовлены мягкие дирижабли "В-2" объемом 5000 м3 и "В-3" объемом 6500 м3.


В 1932...1934 годах под руководством Умберто Нобиле, известного итальянского конструктора-дирижаблиста и исследователя Арктики, у нас в стране были построены первые полужесткие дирижабли "В-5" объемом 2200 м3 и "СССР В-6 Осоавиахим" объемом 18500 м3, грузоподъемностью 8500 кг. Впоследствии Нобиле в своей книге "Мои пять лет с советскими дирижаблями" вспоминал - "Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни" .


Воздушный корабль "СССР В-6 Осоавиахим" навсегда вошел в историю воздухоплавания. Он совершил много замечательных перелетов по нашей стране, установил международный рекорд продолжительности полета, обогнав знаменитого "Графа Цеппелина". В последующее время начиная с 1940 г. работы по строительству дирижаблей прекратились.


Возрождение воздухоплавательной тематики в стране возобновилось в 1955...1956 годах после осуществленных массовых запусков аэростатов-разведчиков на территорию СССР с различных баз НАТО. В 1956 году воздухоплавательная тематика была поручена ОКБ-424 ГКАТ (бывший "Дирижаблестрой"), главным конструктором которого был назначен Михаил Иванович Гудков (один из конструкторов истребителей "ЛаГГ"). В дальнейшем ОКБ-424 МАП было переименовано в "Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики", которое и по сей день является единственным государственным воздухоплавательным предприятием в России.

Начиная с 1956 года ФГУП " Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики", специализирующееся в области проектирования и строительства образцов воздухоплавательной техники различного целевого назначения, разработало и изготовило целое поколение стратостатов объемом от 4 м3 до 3000000 м3, грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т, высотой полета от 1,5 км до 45 км, продолжительностью полета до 20 суток, в том числе и всемирно известный пилотируемый высотный аэростат "Волга", ныне представленный в музее ВВС РФ.


Кроме свободных аэростатов, в "ДКБА" был создан целый ряд привязных аэростатов объемом от 3 м3 до 12000 м3, различных своей по конструкции, характеру решаемых задач, грузоподъемности, высотам подъема и времени нахождения на рабочей высоте. Все созданные привязные аэростаты были разработаны как техника двойного назначения и способны решать широкий круг задач в интересах гражданского сектора (ретрансляция связи, экологический мониторинг, наблюдения и др.).


ФГУП ДКБА также является первым и единственным в стране разработчиком специальных радиационных аэростатов, представляющих собой по конструкции открытую оболочку полусферической формы, выполненную из специального материала, наполненную воздухом (без использования подъемного газа). Подъемная сила в оболочке создается за счет нагрева воздуха от солнечного излучения в дневное время и излучения Земли - в ночное.


В начале 1970-х годов по заказу Министерства обороны конструкторское бюро приступает к разработке аэростатного межконтинентального стратосферного комплекса. Благодаря этому заказу, на принципах конверсии, впервые в нашей стране для народнохозяйственных и бытовых нужд появился полиэтилен. В те же годы начинается изготовление пневматических сооружений военного назначения - надувных ангаров. Вскоре подобные сооружения появились и в народном хозяйстве.


В середине 1970-х годов предприятием был разработан первый отечественный свободный автоматический и радиоуправляемый тепловой аэростат. Позднее на его базе были выпущены тепловые свободные пилотируемые аэростаты международных классов: АХ-5, АХ-7 и АХ-10, не уступающие по ЛТХ зарубежным аналогам, а также первая в стране радиоуправляемая модель беспилотного дирижабля в форме "летающей тарелки".


Специалисты "ДКБА" совместно с Воздухоплавательной службой ВВС РФ в 1986 году поднимали привязной аэростат с мощной осветительной установкой во время аварии на Чернобыльской АЭС для обеспечения телеуправления краном.


В начале 1990-х годов "ДКБА" в кооперации со смежниками по отрасли в рамках НИОКР разработало технический проект и рабочую документацию на экспериментальный дирижабль "ДС-3" грузоподъемностью 3 т, на базе которого затем были проработаны вопросы возможности создания морского дирижабля радиолокационного дозора экономических зон, а в рамках НИР - многоцелевого дирижабля "Витязь" грузоподъемностью до 20 т.


В рамках работ по воздухоплавательной тематике сотрудники КБ совместно со специалистами других предприятий принимают активное участие в работах по созданию и применению радиопоглощающих материалов, а также флегматизированного (стабилизированного) водорода, который позволяет снизить эксплуатационные затраты по подъемному (несущему) газу в воздухоплавании примерно в 8...10 раз.

Несколько лет назад наши специалисты первыми в мире предложили использовать убирающееся пневматическое поплавковое шасси для самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, которое затем успешно прошло все этапы испытаний, а также комплекс оборудования для самолетов "Метеозащита", используемых для рассеивания низкой кучево-дождевой облачности и уничтожения грозовых облаков.

Предприятие также принимало участие в создании систем и агрегатов космического корабля "Буран", самолета-амфибии "Ямал", гидроварианта самолета "Грач" (Т-101В). Участвовало в комплексе работ по созданию пассивных систем торможения для предотвращения накапливания на орбите блоков третьей ступени РН "Союз-2". Сегодня продолжаются исследования в области создания перспективных энергосистем для орбитальных станций, работающих по принципу "солнечного паруса". Практическим шагом по созданию солнечного парусного корабля стал эксперимент "Знамя-2", успешно проведенный с помощью ТГК "Прогресс М" и подтвердивший правильность выбранных конструктивных решений и техническую возможность создания на орбите крупногабаритных бескаркасных пленочных конструкций.

Уже более 30 лет ФГУП является разработчиком кресел для членов экипажей и пассажиров многих типов отечественных гражданских и военно-транспортных самолетов и вертолетов. Разработанные кресла широко используются на судах с подводными крыльями, а также на скоростных поездах. В настоящее время предприятие наряду с разработкой и модернизацией кресел осуществляет их серийное производство и выполняет капитальный ремонт. По отдельным заказам осуществляется разработка и производство малых партий кресел и диванов для подвижных средств, а также кресел специального назначения .


В настоящее время "ДКБА" является единственным отечественным разработчиком систем и средств сигнализации о пожаре, которые устанавливаются на всех типах самолетов и вертолетов, на некоторых типах морских и речных судов, а также других подвижных объектах, кроме того, на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России.


Конструкторское бюро сохраняет свои лидирующие позиции в разработке и изготовлении мягких конструкций для ракетной и космической техники. Производственные подразделения предприятия специализированы по технологическому принципу и оснащены специальным технологическим оборудованием для выпуска продукции, закрепленной за предприятием по тематике Министерства обороны.


Таким образом, основными направлениями деятельности "ДКБА" сегодня являются:

- проведение исследований и создание перспективных комплексов воздухоплавательной техники, включая дирижабли, свободные и привязные аэростаты, а также разработка конструкционных пленочных, тканепленочных материалов, систем наземного обслуживания и передачи электроэнергии на борт для решения задач воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия, ретрансляции связи, радиолокационного дозора, учебно-тренировочных работ;

- разработка и изготовление систем и средств сигнализации о пожаре, устанавливаемых на самолетах и вертолетах, на морских и речных судах, а также на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России;

- разработка и изготовление авиационных кресел пассажирских самолетов (кресел пассажиров и экипажа), а также кресел для морских судов;

- разработка и изготовление мягких конструкций специального назначения.

Отправить на Email