Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/27/1888274.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (27) декабрь 2016 года

Отрасль ждет хозяина. Пришло время назначить ответственного за сферу теплоснабжения

Генерация/сети Елена ВОСКАНЯН
Отрасль ждет хозяина. Пришло время назначить ответственного за сферу теплоснабжения

В отношении теплоснабжения в последнее время часто звучит поговорка «У семи нянек дитя без глазу», и это вполне справедливо.

В одном из ключевых направлений отечественной энергетики сложилась парадоксальная ситуация: проблемы нарастают как снежный ком, а профессиональное сообщество в силу своих возможностей пытается найти пути их решения, однако отсутствие единого «хозяина» сводит их усилия на нет.

Не покидает ощущение, что теплоснабжение никому не принадлежит и порядка здесь не будет, пока не появится единый владелец – ведомство или учреждение, которое возьмет на себя ответственность за отрасль, будет разрабатывать предложения, принимать решения, отвечать за их реализацию и лоббировать интересы участников рынка. Эта важная тема стала лейтмотивом встречи главных инженеров-энергетиков теплоснабжающих компаний, которая прошла в рамках V Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики ENES-2016.



Нужен рабочий документ

В начале заседания генеральный директор НП «Российское теплоснабжение» Василий Поливанов отметил, что уже больше года экспертное сообщество обсуждает Стратегию развития теплоснабжения в РФ до 2020 года, принятие которой, наверняка, сдвинуло бы энергетиков с мертвой точки. При этом, уточнил он, важно не просто принять очередной бюрократический документ, подкрепленный юридической силой, который, как это иногда бывает, нужен только для галочки. Теплоэнергетики ждут документ, по которому можно будет работать.

Заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум», вице-президент по тепловому бизнесу Парвиз Абдушукуров добавил, что Стратегия поможет, прежде всего, обозначить отправные точки: где мы находимся сейчас и куда хотим прий­ти, а также определить мероприятия, сроки и ответственных за переход к целевой модели. Пока этого не сделано, сложно понять, в правильном ли направлении мы движемся и движемся ли вообще.

Парвиз Абдушукуров.jpg– Необходимо определить, какой должна быть наша отрасль в той целевой модели, к которой мы стремимся. Мы попытались предложить некоторые концепты, которые стоило бы учесть. В первую очередь, должен появиться единый хозяин, который будет отвечать за теплоснабжение, – комментирует господин Абдушукуров. – Также мы должны обеспечить новой уровень качества для потребителей – к настоящему моменту «теплоснабжение» стало ругательным словом и даже неким раздражителем, которым все недовольны. Однако заметьте, никто не говорит в подобном ключе про воду, электричество или газ. Кроме того, важно снизить регуляторные барьеры и в конце концов сделать отрасль привлекательной для инвестора.

Эксперт посетовал на то, что сейчас потребитель фактически не консолидирован – никто не может защитить его интересы, а ведь любая система теплоснабжения подразумевает определенную структуру: надзорный орган – власть, генерирующую и сетевую компании и потребителя – только они должны управлять этой системой. Да что там: отсутствуют некоммерческие и общественные организации, представляющие и консолидирующие позиции всех участников рынка тепла. Таким образом, если не появится ответственный за отрасль, та же реформа новой модели тепла, считает Парвиз Абдушукуров, никогда не будет реализована. Выходит, необходима структура для консолидации позиции всех участников рынка и достижения баланса между доступностью, надежностью и стоимостью теплоснабжения.

По мнению спикера, необходимым условием повышения энергетической эффективности в теплоснабжении является повсеместный учет. Сегодня, и это не секрет, показатели энергетической эффективности низки, а потери тепла в системе централизованного теплоснабжения в три-пять раз выше, чем в Финляндии или Швеции. Хотя с 2009 года действует № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…», поставленные цели до сих пор не достигнуты. Во многом это связано с низкой «оприборенностью», противоречивостью правил коммерческого учета – сберегать что‑либо без адекватного учета не представляется возможным.

– Решить проблему с учетом, на мой взгляд, можно абсолютно элементарными мерами. Как и во всех цивилизованных странах, учет должен стать обязательным – необходимо обеспечить выполнение требований № 261‑ФЗ, установив такие приборы во всех без исключения многоквартирных домах. Расчет должен производиться строго по приборам, если их нет – по сечению трубы. При этом нужно обязать устанавливать приборы учета и для мелких объектов с тепловой нагрузкой до 0,2 Гкал-ч. Потребителю должно быть выгодно установить прибор учета, а не искать обходные пути, – говорит Абдушукуров. – Вторая часть этой задачи – принятие правил коммерческого учета. Коллеги, мы оказались в удивительной ситуации: хотя учет тепловой энергии фактические ничем не отличается от учета электроэнергии, тем не менее никто не догадался отдать правила учета электроэнергии «на откуп» Минстрою. Нам же «повезло»: уже три года мы не можем принять правила с коллегами из Минстроя – то возникают какие‑то отлагательные условия, то годами перерабатываем методики… Давайте уже примем правила, ведь учет – это деньги.



Только комплексный подход

Илья Пульнер.jpgХотя энергетику называют консервативной отраслью, даже она не может обойтись без инноваций. Это подтвердил заместитель управляющего директора – главный инженер ПАО «МОЭК» Илья Пульнер, рассказавший о наиболее эффективной системе ремонтов тепловых сетей.

Господин Пульнер напомнил, что МОЭК – единая теплоснабжающая организация в Москве, обеспечивающая централизованное отопление и горячее водоснабжение столицы в зоне действия ТЭЦ ПАО «Мосэнерго», собственных источников теплоснабжения и других объектов тепловой генерации, за исключением небольших локальных районов теплоснабжения от изолированных ведомственных и корпоративных тепловых источников. Компания и ее дочерние общества также функционируют в некоторых городах ближнего Подмосковья. При этом ПАО «МОЭК» является оператором самой протяженной теплоэнергетической системы в мире, осуществляя поставку тепловой энергии почти к 68 тысячам зданий.

– У нас на балансе 15 418,38 километра тепловых сетей, в том числе шесть тысяч километров магистральных и более семи тысяч километров разводящих тепловых сетей; 24 насосно-перекачивающие станции; 9816 тепловых пунктов – из них 6412 центральных тепловых пунктов (ЦТП) и 3404 индивидуальных (ИТП), а также 100 источников генерации энергии, – отметил спикер.

26 процентов магистральных тепловых сетей, находящихся в эксплуатации МОЭК, служат свыше двадцати пяти, а 39 процентов разводящих тепловых сетей – более пятнадцати лет. На основании методики формирования перечня участков тепловых сетей ПАО «МОЭК» для проведения ремонтных работ (локального ремонта и перекладки) специалисты Службы диагностики тепловых сетей проводят ранжирование участков сети. Ранжирование осуществляется программным методом исходя из тринадцати критериев: учитывается срок службы, тип участка тепловой сети, вид прокладки, пересечение со смежными коммуникациями и другие аспекты.

Илья Пульнер акцентировал внимание на том, что для комплексного технического диагностирования используется комбинированный метод диагностики, сочетающий несколько принципиально различных способов выявления дефектов, эффективность и результативность которого достигается использованием передового приборного комплекса. Подробно эксперт рассказал о двух инновационных методах диагностики. Метод акустического резонанса позволяет произвести сплошное сканирование поверхности трубопровода, а метод сплошного ультразвукового сканирования – сплошное сканирование поверхности трубопровода даже при заполненной водой трубе, и оба эти метода рекомендованы к использованию на тепловых сетях МОЭК.

Выступавший обратил внимание на высокую эффективность внутритрубной диагностики, которая дает возможность выявить и отремонтировать именно «проблемные» участки, а не реконструировать всю сеть. Экономия средств от проведения внутритрубной диагностики тепловых сетей составляет 77 процентов.



Эффективные меры

О том, как повысить надежность и качество услуг теплоснабжения, не понаслышке знают в Республике Татарстан, где ведется активная работа в данном направлении.

Комментируя результаты оценки состояния системы теплоснабжения в крупных городах региона, начальник производственно-технического управления АО «Татэнерго» Артем Филимонов отметил: потери тепловой энергии в Казани с учетом расположения источника составляют 15,7 процента – это примерно 1,2 тысячи Гкал ежегодно. По Набережным Челнам аналогичный показатель составляет 8,5 процента. При этом износ сетей в Казани довольно велик – 63,1 процента, в Набережных Челнах – 54,7 процента.

Говоря об опыте внедрения автоматизированных ИТП (АИТП) в Набережных Челнах, спикер уточнил, что в рамках комплексной программы город был полностью переведен на закрытую систему теплоснабжения. Все потребители – жилые дома и бюджетные организации – оснащены приборами учета; 96 процентов многоквартирных домов и 80 процентов бюджетных предприятий оборудованы узлами погодного регулирования. В результате этих мероприятий потребление тепловой энергии сократилось на 17 процентов, а потери тепловой энергии за счет оптимизации гидравлической схемы города снизились с 19 до 15,3 процента.

– Несмотря на достаточно большой, 226 процентов, рост тарифа на тепловую энергию с 2010 года, что связано с уходом от «перекрестки» по теплу между населением и промышленностью, за счет снижения приведенного отпуска тепла к внешним факторам, объем платежей населения возрос всего на 134 процента по тепловой энергии, – пояснил докладчик.

Аналогичная программа ожидает и Казань, где зафиксированы такие проблемы, как короткий – всего семь лет – предельный срок службы сетей ГВС, высокий (83 процента) износ сетей ГВС, существенный (80 процентов) износ оборудования, высокая повреждаемость сетей ГВС (половина повреждений приходится на эти сети). Таким образом, затраты на восстановление ГВС и ЦТП до 2020 года оцениваются в сумму не менее 3,8 миллиарда рублей.

Кстати, первый этап программы стартовал еще в 2015 году: 264 потребителя оснащены объектовыми ИТП, ликвидировано 22 ЦТП. Потребление тепловой энергии сократилось до 20 процентов, а затраты на установку ИТП ГВС составили 125 миллионов рублей.

– Осталось перевести на ИТП 1353 объекта и ликвидировать 100 ЦТП, общие ожидаемые затраты – чуть более миллиарда рублей. По результатам программы к 2020 году ожидаем снижения в три раза аварийности, сокращения потерь до 14 процентов по городу – в первую очередь, это связано с завершением цикла вывода из эксплуатации сетей ГВС и ЦТП и уходом на сети отопления, – пояснил господин Филимонов.

Он также внес предложения по возрождению федеральных программ поддержки уникальных комплексных энергоэффективных проектов в сфере теплоснабжения и временном снятии ограничений предельного уровня роста тарифов на тепло на период реализации таких проектов.



Зачем стимулировать энергосервис?

Михаил Шапиро.jpgАктуальную для многих тему – энерго­сбережение при модернизации систем теплоснабжения, затронул генеральный директор ООО «Данфосс» Михаил Шапиро. Он отметил, что у любой теплоснабжающей компании существует несколько путей модернизации системы теплоснабжения. Например, провести модернизацию / автоматизацию центральных тепловых пунктов или реализовать переход от ЦТП к ИТП.
– Многие спорят о том, какое мероприятие эффективнее, но, исходя из нашего опыта, отмечу: безусловно, автоматизация ЦТП – наиболее быстрое по срокам реализации мероприятие с наименьшими капитальными затратами, но с достаточно ограниченным эффектом для потребителя и теплоснабжающей компании. Поэтому в большинстве случаев выбирают все‑таки переход на ИТП. Хотя, если брать фактические проекты, с которыми мы сталкиваемся, часто это некая комбинация, которая дает оптимальный результат, где есть и автоматизация ЦТП, и в большинстве случаев уход от ЦТП к ИТП, – комментирует эксперт.

Докладчик привел в пример пилотный проект, реализованный в 2014 году. Речь идет о Закамском тепловом узле в Кировском районе города Перми, где проживает 130 тысяч человек. Данный проект охватил около пятидесяти зданий и семь центральных тепловых пунктов. Оператором по энергосервису выступила сама теплоснабжающая компания, заключившая договор с управляющими компаниями, жителями и проводившая мероприятия за счет собственных инвестиций.

Описывая состояние системы, господин Шапиро подчеркнул, что проблем на данной территории было немало: 47 процентов потребителей были представлены малоэтажной застройкой с устаревшими системами регулирования подачи тепла или без них; 21 процент трасс – сети бесканальной прокладки без изоляции, а 16 процентов трасс – бесхозные сети, выработавшие свой ресурс. Кроме того, 40 процентов потребителей не имели приборов учета; 70 процентов ЦТП было не автоматизировано, неудивительно, что для 73 процентов потребителей необходимые режимы теплоснабжения не выдерживались.

При этом 78 процентов тепловых сетей отслужили нормативный срок службы, да и в последние пять лет менялось менее одного процента всех сетей при нормативе в четыре процента. Стабильно, в среднем на 17 процентов в год, росла повреждаемость. К этому нужно добавить значительные потери тепловой энергии, достигшие отметки в 26 процентов. В результате опережающие темпы роста себестоимости производства тепловой энергии по отношению к выручке привели к росту задолженности и вынужденному снижению ремонтных и инвестиционных программ.

При реализации проекта все транзитные магистрали были оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами, ввод магистралей в каждый дом был организован через ИТП; ЦТП вывели из эксплуатации, зависимые схемы перевели на независимую схему, произвели замену распределительных сетей. Предложенное решение позволило привести ГВС к нормативным параметрам; значительно увеличить межремонтный период; сократить затраты на персонал; снизить затраты на ремонты и уменьшить расход топлива на ТЭЦ за счет снижения потребления тепловой энергии.

– Любая теплоснабжающая организация ставит цель снижения затрат при распределении и транспорте тепла по абонентам. Этого можно добиться такими мероприятиями, как оптимизация численности операторов ЦТП, получение оперативной информации о статусе оборудования эксплуатационной службой и принятие решений о мероприятиях по уходу от аварийности. Также отмечу возможность накопления данных и работы с архивами информации о потреблении абонента и статусе оборудования у него. Еще один важный аспект – снижение расходов электроэнергии и холодной воды для целей теплоснабжения, – говорит Михаил Шапиро. – В результате проведенной работы мы получили как очевидные, так и скрытые эффекты. Очевидные эффекты: снижение издержек при прекращении эксплуатации ЦТП; сокращение количества потребляемого тепла – появилась возможность получения заработка за счет экономии; реализация здания ЦТП и устранение затрат на электроэнергию в ЦТП. Интересны и неочевидные эффекты: снижение приблизительно на семь градусов температуры в обратных магистральных трубопроводах – таким образом, сократился необходимый расход теплоносителя на потребителя, увеличилась рентабельность продажи электроэнергии. Кроме того, увеличился отпуск тепла за счет устранения периодов неподачи тепла из‑за аварийных ситуаций. Удалось устранить расходы на утечки и увеличить температуру ГВС. Эффекты, полученные с ноября 2014‑го по май 2015 года, впечатляют: общая экономия по этому проекту составила 28 процентов, повысилось качество горячего водоснабжения. При этом по модели, заложенной теплоснабжающей организацией, потребители продолжают оплачивать услуги по существующим тарифам в прежнем объеме до 2019 года, а затем должен проявиться эффект от проведенной работы для потребителей в виде снижения платы.

Еще один проект – внедрение энергосервисного контракта на объекте Модутская средняя общеобразовательная школа Намского улуса Якутии. Там был проведен целый комплекс мероприятий: смонтирован ИТП с автоматическим погодным регулированием и системой диспетчеризации; на каждый радиатор отопления установлен термостат; проведена комплексная регулировка системы внутреннего отопления, утеплены стены и чердак, деревянные окна заменены на энергосберегающие.

За период с ноября 2014‑го по март 2016 года фактическая экономия по тепловой энергии составила 1,235 миллиона рублей, или 38,3 процента. Доля энергосервисной компании (ЭСКО) – 90 процентов от экономии, или 1,035 миллиона рублей. До конца срока энергосервисного контракта доля ЭСКО составит 5,988 миллиона рублей.

Господин Шапиро заметил, что для энергосервиса характерны такие проблемы, как, например, отсутствие гарантий того, что средства на выплаты по энергосервисному контракту будут заложены в бюджет главным распределителем бюджетных средств. Кроме того, при выдаче технических условий теплоснабжающие организации могут требовать осуществить переход к закрытой системе ГВС, что зачастую экономически неэффективно для ЭСКО. Отсутствуют механизмы господдержки энергосервисных компаний, да и руководство бюджетных учреждений не имеет достаточных стимулов содействия реализации энергосервиса.

По мнению эксперта, для стимулирования развития энергосервисной деятельности в регионах необходимо в том числе принять нормативный акт по сохранению финансирования для бюджетных учреждений оплаты услуг поставщиков энергоресурсов и энергосервисных компаний на период действия энергосервисного контракта. Также принять региональный нормативный акт по господдержке энергосервиса (субсидирование расходов на выполненные мероприятия и процентных ставок по полученным кредитам и т. п.). Ко всему прочему, требуется разработать совместно с основными поставщиками тепловой энергии порядок выдачи упрощенных технических условий, не включающих в себя требования закрытия системы ГВС.



Бороться сообща

В ходе дискуссии энергетики выделили три основных направления работы в области теплоснабжения:

– Ключевое – определить первоочередные и перспективные стратегические направления по развитию теплоснабжения и реализовывать их всеми возможными способами на разных площадках. К слову, уже формируется экспертная секция по теплоснабжению при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, – говорит Василий Поливанов. – Вторая задача – актуализация правил технической эксплуатации. Третье направление – обмен лучшими практиками. Мы планируем организовать на площадке «Российского теплоснабжения» информационный обмен проектами, которые достойны того, чтобы о них знали коллеги. Наша задача – узнать больше о качестве предлагаемых услуг в сфере теплоснабжения, ведь сегодня, это отмечают многие, из‑за отсутствия конкуренции некоторые компании завышают цену на услуги, а реализовать их хорошо не могут. Будем бороться с этим вместе.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (27) декабрь 2016 года:

  • Производителей тепла заставят экономить
    Производителей тепла заставят экономить

    Россия готовится к запуску реформы рынка теплоснабжения, которая должна справиться с главной проблемой отрасли – хроническим недоинвестированием, остановить старение оборудования, создать преференции для наиболее эффективных источников тепла.

  • Обожглись на тарифах: недешевое тепло в бедном регионе
    Обожглись на тарифах: недешевое тепло в бедном регионе

    Для бюджетных потребителей и предприятий Забайкальского края начало нынешнего отопительного сезона превратилось в испытание посуровее сорокаградусных морозов.