Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/teploenergetika/27/1874522.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (27) декабрь 2016 года

Производителей тепла заставят экономить

Главное Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА
Производителей тепла заставят экономить

Россия готовится к запуску реформы рынка теплоснабжения, которая должна справиться с главной проблемой отрасли – хроническим недоинвестированием, остановить старение оборудования, создать преференции для наиболее эффективных источников тепла.

Как встречают это событие ключевые участники рынка теплоснабжения, какую оценку дают они концепции реформы, учитывающей как необходимость перехода на рыночные принципы тарифообразования, так и социальную значимость тепловой энергетики, пытающейся сбалансировать интересы энергетиков, потенциальных инвесторов, органов власти и основных потребителей? На вопросы «Энергетики и промышленности России» отвечают специалисты ПАО «Т Плюс» – крупнейшей теплоснабжающей компании РФ.

– «Суть реформы – в том, чтобы привлечь инвесторов, заинтересованных в долгосрочном предсказуемом тарифообразовании, выйти из порочного круга перекрестного субсидирования, порождающего уход промышленных потребителей и увеличивающих нагрузку на бюджет», – сообщает российское Минэнерго. Как вы считаете, сработают ли предусмотренные реформой стимулы, верите ли вы в то, что инвесторы пойдут в теплоснабжение?

– Предлагаемая Минэнерго РФ реформа рынка тепловой энергии создает условия для привлечения в сектор частных инвестиций, прежде всего – за счет установления стабильных и прозрачных правил работы для основных участников. Действующий принцип формирования тарифов не мотивирует теплоснабжающие организации экономить издержки. Тарифы для каждой станции, котельной, теплосети формируются «от достигнутого», иными словами, одинаково индексируются как заниженные, так и завышенные тарифы. В результате чем больше расходы, тем выше тариф, и наоборот. Повышать эффективность просто невыгодно – тариф на следующий год сразу снизят, а окупить модернизацию не удастся. Сложилась парадоксальная ситуация: наименее эффективные источники тепла и тепловые сети с устаревшим оборудованием извлекают максимальную прибыль от продажи тепла, а для современных, хорошо оснащенных производителей и сетей устанавливается низкий тариф, и их содержание экономически невыгодно.

Сейчас речь идет не только о долгосрочных тарифах, позволяющих окупать оптимизационные мероприятия и модернизацию без излишней нагрузки на потребителей. Создаются конкурентные условия для действующих поставщиков тепла, стимулирующие закрывать слишком дорогие мощности и, наоборот, модернизировать наиболее эффективные. Ответственность за развитие отрасли будет возложена на квалифицированных игроков, заинтересованных в экономии расходов и технологическом обновлении инфраструктуры. В большинстве случаев самыми эффективными и надежными источниками тепла объективно являются ТЭЦ.

– Насколько важно начало долгожданной реформы как для российской теплоэнергетики в целом, так и для городов и регионов присутствия Вашей компании?

– За последние десятилетия произошло заметное снижение доли когенерации, в том числе за счет строительства котельных в зоне действия ТЭЦ. Как правило, котельные являются более дорогими с точки зрения стоимости производимого тепла. При этом в поселениях возникает избыток генерирующих мощностей, происходит «пережог» топлива. Из-за снижения загрузки ТЭЦ по теплу на оптовом рынке электрической мощности появился такой феномен, как «вынужденная» генерация: мы не можем отказаться от их высоких цен на электрическую мощность, так как это сделает стоимость производимого ими тепла неподъемной для потребителей. Высокая эффективность топливной энергетики основана на одновременном производстве тепла и электроэнергии.

Возвращение ТЭЦ прежней роли основных источников теплоснабжения в крупных городах окажет не только сдерживающий эффект для тарифов на электроэнергию и тепло, но и обеспечит источники финансирования для изрядно обветшавшей теплосетевой инфраструктуры.

– Критики реформы тепла говорят о риске существенного повышения тарифов для населения, связанном с переходом на рыночные принципы тарифообразования. Насколько реальны эти риски, стоит ли опасаться серьезного удара по бюджетам домохозяйств, если учитывать, что «тепловые» платежи и без того составляют значительную часть коммунальных расходов?

– По имеющимся расчетам, в условиях повсеместного перехода к новой модели для достижения уровня цен «альтернативной котельной» потребовалось бы повышение предельного уровня от уровня текущего тарифа в среднем по России с темпом «инфляция +1-2 процента». В настоящее время расходы на тепло составляют в среднем 4-5 процентов в структуре расходов населения (максимальный разброс: 2–6 процентов). При выходе на цену «альтернативной котельной» расходы на тепло составят 5–6 процентов в среднем в структуре расходов населения. Это столько же, сколько граждане сейчас тратят на сотовую связь и интернет или на транспорт. При этом сохраняются все меры адресной поддержки для наименее обеспеченных слоев населения. Кроме того, стоит отметить, что потребители защищены в новой модели предельным уровнем цены, не зависящим более от затрат поставщиков, которые, как правило, «раздуваются» за счет накопленной неэффективности.

– Сообщили ли регионы, в которых работает ваша компания, о своем намерении выступить в качестве «пилотов» тепловой реформы?

– Пока о конкретных городах говорить рано. По данным Минэнерго, в ходе обсуждения законопроекта получены отзывы из 49 субъектов Российской Федерации, более 40 из которых полностью или с замечаниями поддерживают законопроект. Предполагается, что после принятия законопроекта и нормативных правовых актов в его развитие будут определены муниципальные образования, на территории которых будут реализованы пилотные проекты по внедрению новой модели. Перечень конкретных городов будет утверждать Минэнерго; это ожидается до конца 2017 года. Следует подчеркнуть, что пилотные проекты в конкретном населенном пункте возможны только при добровольном согласии региональной и местной властей.

– Насколько удачен, на ваш взгляд, тот путь реализации реформы, который был выбран в конечном счете (отказ от идеи повсеместного перехода на новую модель ценообразования, необходимость согласия региональных властей)?

– Всеобщий охват сделал бы реформу рынка теплоснабжения более быстрой и эффективной. Но, с другой стороны, постепенный ход преобразований позволит учитывать подводные камни, своевременно устранять выявляемые шероховатости, сделает реформу более социально ориентированной.
Производителей тепла заставят экономить

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (27) декабрь 2016 года:

    << | < 1
  • 1
  • 2
  • >>