Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Библиотека

> (Всего документов: 1403)

О внесении изменений в Федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении»

Краткое описание проблемы:

1. Анализ проведения мероприятий государственного контроля в области электроэнергетики показывает, что динамичные изменения в структуре и объемах энергооборудования множества объектов энергетики не позволяют в данный момент времени иметь достоверные сведения о его состоянии и оказывать влияние на вопросы обеспечения безопасности. Это способствует возникновению предпосылок к аварийности и травматизму, возгораниям по причинам наличия невыявленных дефектов, технических и организационных нарушений требований безопасности.

В настоящее время возникла необходимость расширения возможностей контрольных функций безопасного состояния электроустановок с использованием возможностей общественного контроля. С учетом позитивного опыта организации деятельности внештатных инспекторов Госгортехнадзора, осуществлявшейся до 2006 года, законопроектом предлагается ввести институт общественных инспекторов в области электроэнергетики, участвующих в систематическом наблюдении за исполнением обязательных требований, анализе и прогнозировании их исполнения.

Принятие законопроекта создаст правовое поле, обеспечивающее непосредственное участие граждан в мероприятиях по контролю и устранению нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации электроустановок, направленное не только на объекты контрольно-надзорной деятельности, но и на субъекты осуществления данных полномочий и, как следствие, будет способствовать повышению прозрачности действий контрольно-надзорных органов и снижению рисков аварийности и смертельного травматизма на объектах электроэнергетики.

2. В части осуществления допуска в эксплуатацию энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, проблема выявлена в результате практики правоприменения и анализа работы территориальных органов Ростехнадзора по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок и тепловых энергоустановок.

В связи с тем, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, процедура технологического присоединения включает в себя получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя к электрическим сетям, имеется необходимость законодательно закрепить полномочия государственных органов власти по определению порядка выдачи разрешений на допуск к эксплуатации энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства.

Необходимость процедуры по выдаче разрешений на допуск к эксплуатации электроустановок определена также в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 1504.

Вместе с тем механизмов оказания государственной услуги по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, предусмотренных указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также приказом Ростехнадзора от 07.04.2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» не достаточно как для регламентации деятельности органа, осуществляющего указанную государственную услугу, так и для защиты интересов лиц, которым эта услуга оказывается.

Данное положение дел негативным образом влияет на нормативно-правовое обеспечение вопросов осуществления технологического присоединения энергопринимающих установок, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, и не позволяет принять меры по их гармонизации.

Функция по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок также не определена Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Вместе с тем, на основании пункта 36 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, к заявке на заключение договора теплоснабжения прилагается разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки (для теплопотребляющих установок с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час и более, не являющихся объектами капитального строительства, для которых законодательством о градостроительной деятельности предусмотрено получение разрешения на ввод в эксплуатацию), выданное органом государственного энергетического надзора.

В соответствии с пунктом 42 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307, до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет в случаях, установленных нормативными правовыми актами, устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный энергетический надзор.

Нормативным правовым актом, устанавливающим необходимость выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, являются также Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, зарегистрированные Минюстом России 02.04.2003 № 4358.

Таким образом, законопроектом предполагается установление не только обязанности получать разрешения на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, но также и механизмов защиты прав лиц, которым эти услуги оказываются.

Краткое изложение целей регулирования:

Проект федерального закона разрабатывается в целях обеспечения осуществления контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике и области теплоснабжения и направлен на повышение уровня соблюдения требований и снижение уровня аварийности и травматизма при эксплуатации данных объектов энергетики и теплоснабжения, повышения эффективности нормативно-правового регулирования в области электроэнергетики и сфере теплоснабжения.

Законопроект направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля в области электроэнергетики как одной из эффективных форм регулирования, не создающей избыточных административных барьеров для осуществления инвестиционной и производственной деятельности в сфере электроэнергетики. Законопроект будет определять правовые основы организации и осуществления общественного контроля в области электроэнергетики, его цели.

Дата вступления в силу: Июль 2018 года.

Источник: Федеральный портал НПА