Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/248/16174.htm

На Урале создали «идеальную» ИТ-архитектуру для энергосбыта

Умная энергетика Яна ЛИСИЦЫНА

В последнее время мы наблюдаем, как характер энергопотребления постепенно изменяется от индустриального к частному.

Промышленные предприятия стремятся к сокращению издержек и применяют энергосберегающие технологии.

Доля потребления населением растет, а значит, возрастает объем данных об энергопотреблении, требующих быстрой и качественной обработки. Одновременно увеличивается количество приборов учета, а это стимулирует к внедрению эффективных ИТ-решений.



Гибкие – значит эффективные

Энергосбытовые компании работают в условиях напряженного ожидания изменений в расчетах с потребителями. В частности, это касается недавних законодательных инициатив, таких, как введение социальных норм потребления или ужесточение ответственности неплательщиков и одновременно санкции к поставщикам за ошибки в начислениях. Меняющиеся правила игры требуют, чтобы все решения, которые используются в деятельности энергосбытовых компаний, позволяли максимально быстро нововведения учитывать. Для эффективной работы энергосбытовому предприятию необходимо внедрять гибкие ИТ-системы.

Важное значение приобрело и развитие Smart Metering и Smart Grid – управления информацией, при которой информационные потоки сращиваются с системами управления сетью и приборами учета. По мнению вице-президента консалтинговой группы «Борлас» Аркадия Карева, в России пока сложно привести пример реализации такого концептуального подхода.

– Элементы Smart Metering и Smart Grid применяются во многих организациях, и сетевых, и энергосбытовых, и генерирующих, но в полном объеме вряд ли это где‑то внедрено. Хотя многие сейчас будут двигаться в этом направлении, что даст толчок к развитию и совершенствованию системы, концепций интеллектуального учета и умных сетей, в основе которых лежит автоматизация процессов, – убежден господин Карев.



На пути к идеалу

Важными шагами на пути к автоматизации бизнес-процессов стали совместные ИТ-проекты компании «Челябэнерго­сбыт» и консалтинговой группы «Борлас». «Челябэнергосбыт» – гарантирующий поставщик электроэнергии на Южном Урале. Клиентами семи филиалов являются свыше 1,293 миллиона физических и 39 тысяч юридических лиц. Перед компанией стоит множество задач – в частности, соответствие частым изменениям законодательства в отрасли, улучшение учета энергопотребления, повышение точности и оперативности расчетов с клиентами, оптимизация собственной деятельности. Для решения этих задач «Челябэнергосбыт» последовательно проводил политику внедрения современных информационных систем в качестве основы для управления бизнесом и организации ключевых процессов.

– Мы приняли решение обратиться к глобальным решениям, в которых содержится полный комплекс необходимых приложений и описаны стандартные процессы. В результате наш выбор пал на Oracle E-Business Suite – решение, способное работать на слабых каналах и предоставляющее возможность централизованного администрирования. Исполнителем работ была выбрана консалтинговая группа «Борлас», имеющая достаточный опыт внедрения подобных решений, – рассказал Александр Меньшиков, начальник управления информатизации «Челябэнергосбыта».



Вначале был Oracle

«Челябэнергосбыт» начал автоматизацию бизнес-процессов еще в 1997 году. На первом этапе компания пыталась решать эту задачу самостоятельно, разрабатывая и внедряя отдельные решения. Но на пути внедрения возникли сложности, связанные с необходимостью их постоянной доработки и обеспечения технической поддержки.

– Одним из самых больших недостатков в работе являлось отсутствие единого решения по энергоданным. Самописные системы решают разные задачи и очень сильно зависят от людей. Так, для расчетов с физическими лицами в нашей компании использовались четырнадцать изолированных баз данных. Расчеты с юридическими лицами производились с помощью двенадцати изолированных разнородных функциональных программных комплексов, а начисление осуществлялось централизованно после сбора данных потребления из филиалов, – рассказал Александр Меньшиков.

– К сожалению, не во всех энергосбытовых компаниях установлены новейшие информационные системы, с которыми просто и легко интегрироваться. Приложения все разные, с разной архитектурой, написаны в разное время и разными людьми. Сотрудничество с компанией «Челябэнергосбыт» – один из немногих примеров комплексного подхода к созданию ИТ-архитектуры как основы для развития энергосбытового бизнеса. На протяжении нескольких лет компания последовательно заменяла и обновляла наиболее важные ее компоненты, в результате получив в распоряжение лучшие инструменты из возможных, – отметил вице-президент консалтинговой группы «Борлас» Аркадий Карев.

В 2006 году в компании «Челябэнергосбыт» появился модуль управления персоналом Oracle HC M, затем модули учетного контура ERP. Первый опыт дался нелегко – до этого «Челябэнергосбыт» не применял столь серьезные программы. В компании не было методики внедрения подобных решений и собственных центров компетенции.

– Некоторые участки каналов связи нашей глобальной сети были очень плохими. Кроме того, на местах мы не всегда могли себе позволить задействовать большое количество персонала. А «Борлас» располагает мощно проработанными и научно обоснованными методиками внедрения, у него есть центр компетенции, и, когда происходит изменение законодательства, этот центр быстро вносит изменения, и мы их оперативно получаем. Такое внедрение поначалу вызывало противоречия внутри нашей команды, но в итоге сейчас мы эти методики успешно применяем, – отметил начальник управления автоматизации «Челябэнергосбыта».



От частного – к общему

После решения задач HR в 2010‑2011 годах «Челябэнергосбыт» приступил к автоматизации процессов финансового блока. В основе корпоративной системы управления компании лежит комплекс приложений Oracle E-Business Suite. Этот комплекс дополнен системой для финансового планирования и бюджетирования Oracle Hyperion Planning. Она позволяет управлять основными средствами, денежными потоками и затратами, контролировать поступление доходов, осуществлять бюджетирование и проводить финансовый анализ. Была создана целостная информационная система, формирующая налоговую и бухгалтерскую отчетность на основании единой базы данных.

С введением единой системы автоматизации финансового и кадрового учета повысилась прозрачность компании. Это позволило «Челябэнергосбыту» приступить к решению главной задачи – автоматизации основной деятельности.

Сначала была разработана стратегия информатизации, состоящая из шести этапов: внедрение базовой функциональности по физическим лицам (ФЛ) в пилотном отделении; внедрение системы управления энергоданными; тиражирование функциональности ФЛ во всех отделениях; внедрение функциональности по юридическим лицам в пилотном отделении; внедрение функциональности по юридическим лицам во всех отделениях; внедрение системы аналитической отчетности. Реализация стратегии началась в октябре 2010 года, и одновременно велись работы по замене устаревших приборов учета на современные устройства, позволяющие осуществлять автоматический сбор показаний.

Для поддержки производственной деятельности по продаже электроэнергии были внедрены и используются промышленные специализированные приложения: система управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management и система биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing. «Челябэнергосбыт» стал первой в России компанией, осуществившей внедрение промышленных систем управления энергоданными и биллинга для совместного использования. Управление предприятием реализуется в корпоративной ERP-системе, дополненной решениями для финансового планирования и бюджетирования.

Для обеспечения надежности и производительности систем в Челябинске был создан центр обработки данных. В нем установлены аппаратно-программные комплексы – Oracle Exadata Database Machine и Oracle Exalogic Elastic Cloud. В результате работы этих приложений обработка данных увеличилась, в зависимости от операции, от двух до одиннадцати раз. Современные инженерные системы поддерживают вычислительную мощь и обеспечивают бесперебойную работу оборудования.

Результатом сотрудничества компаний «Челябэнергосбыт» и «Борлас» стало создание целевой ИТ-архитектуры, которая позволяет эффективно управлять энерго­сбытовым бизнесом и поддерживать производственные процессы.



Умная система в действии

Сейчас «Челябэнергосбыт» находится на заключительном этапе реализации стратегии информатизации – внедрении аналитических инструментов Oracle Business Intelligence, которые позволяют получать отчеты и информацию в различных аналитических разрезах. Это комплексное, интегрированное решение, охватывающее все уровни, от технологической платформы до прикладных систем, обеспечивает оперативность получения управленческой информации. Простота системы, легкость настройки, открытость интерфейсов позволяют соответствовать изменяющимся требованиям бизнеса. Преимуществами являются также централизованное администрирование системы и особенности интернет-архитектуры, в частности низкая стоимость, высокая производительность и простота сопровождения.

Использование решения для управления энергоданными было обусловлено требованиями по обеспечению корректности расчетов с потребителями в условиях постоянно возрастающих объемов информации об энергопотреблении.

Так, в компанию поступают данные в разные интервалы времени из большого количества источников: от систем учета, сетевых организаций, контролеров, данных квитанции, SMS-сервисов и из личных кабинетов потребителей.

Например, в систему ежедневно попадают около 82 миллионов показаний со 130 тысяч автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), проводится проверка и интеграция, очистка и корректировка этих показаний, осуществляются предварительные расчеты для выявления недостоверных данных.

Проверенные и очищенные данные загружаются в систему абонентского учета и биллинга, которая обеспечивает работу с потребителями, физическими и юридическими лицами. Это и абонентский учет, и учет оплат, расчет начислений, работа с должниками.

Система рассчитывает и формирует квитанции по более чем 1,3 миллиона клиентов. Проведение централизованного расчета, формирование квитанций, выгрузка информации для внешних контрагентов осуществляются за три дня.

– В нашей деятельности мы используем мощные программные приложения и адекватную по масштабируемости и отказо­устойчивости инфраструктуру. В результате мы получили ИТ-поддержку, соответствующую лучшим мировым стандартам, что, прежде всего, означает бесперебойное функционирование внутренних систем и процессов компании, а значит, надежность поставок электричества, точность и своевременность выставления счетов для потребителей на Урале, – отметил генеральный директор «Челябэнергосбыта» Павел Киселев.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (248) июнь 2014 года:

  • «Электро-2014»: оптимистичный симбиоз
    «Электро-2014»: оптимистичный симбиоз

    ЧТО: XXIII Международная выставка «Электрооборудование для энергетики и электротехники. Автоматизация. Промышленная светотехника» («Электро-2014»). ГДЕ: Москва, Центральный выставочный комплекс «Экспоцентр». СОСТОЯЛОСЬ: 26‑29 мая 2014 года. ...

  • РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ IEK®: для любой отрасли, для каждого предприятия!
    РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ IEK®: для любой отрасли, для каждого предприятия!

    Группа компаний IEK представляет новые распределительные щиты IEK® серии ЩО, предназначенные для применения в энергетике, различных отраслях промышленности и сфере ЖКХ. ...

  • Уникальные знания в удобной упаковке

    В Москве 29‑30 мая состоялась XIII Международная конференция ПМСОФТ по управлению проектами. Впервые в рамках конференции были организованы тематические секции по стоимостному инжинирингу и контрактным моделям, круглый стол для представителей ОПК России. ...

  • Блиц

    Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на Всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество» в Челябинске, заявил, что программа модернизации убыточных котельных, успешно реализуемая в Челябинской области, должна быть взята на вооружение другими регионами России. Работа по замене устаревших котельных на современные и эффективные ведется в области с 2011 года. За два года реконструировано, заменено либо выведено из эксплуатации с перевод...

  • Профессионалы сформулировали предложения по техрегулированию

    ЧТО: Круглый стол «Гидроэнергетика в контексте технического регулирования: современные тенденции и вызовы». ГДЕ: Москва, «Президент-отель». СОСТОЯЛОСЬ: 30 мая 2014 года. ...