Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск

Лучше быть богатым, здоровым и энергоэффективным

Лучше быть богатым, здоровым и энергоэффективным

Россиянам только предстоит понять роль технологий энергоэффективности, воспитать в себе привычку к энергосбережению. По подсчетам экспертов, жители нашей страны нерачительно расходуют от 40 до 50 процентов электричества и тепла – этой энергией можно было бы целый год обеспечивать всю Францию.

Несколько лет назад в российском правительстве заговорили о том, что тему энергосбережения нужно сделать модной и инновационной, чтобы она воспринималась населением как нечто важное, нужное и интересное. Большую роль в этом должны сыграть средства массовой информации и люди, которые профессионально занимаются коммуникациями, в том числе журналисты.

Во время III Ярославского энергетического форума в декабре минувшего года участники Выездного заседания Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации выступили с предложением создать Национальный центр пропаганды энергоэффективности. В настоящее время ведутся консультации с Министерством энергетики России в связи с инициативой о создании такого центра.

На форуме в рамках круглого стола «Консолидация отрасли вокруг решения задач пропаганды энергоэффективности. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» состоялась дискуссия на тему информационного обеспечения, разъяснения вопросов энергетической эффективности, обучения людей навыкам энергосбережения. Эксперты обсуждали вопросы необходимости создания единой государственной концепции пропаганды энергоэффективности, формирования единого информационного пространства, а также определения каналов донесения информации до всех категорий населения.

По мнению Андрея ЛАПШОВА, президента Коммуникационной группы Insiders, руководителя секции «Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации, в России «не хватает единого интегратора информационных и образовательных проектов по теме энергоэффективности.

– Проблема пропаганды энергоэффективности – в отсутствии согласованной государственной политики, в разрозненности усилий людей, которые работают в этой сфере, – заметил господин Лапшов.

В результате того, что в стране до сих пор отсутствует единая стратегия, концепция продвижения идеи энергосбережения, а есть только разрозненные задачи, у населения нет мотивации к тому, чтобы вести себя энергоэффективно. Бизнес, общественные организации и государство занимаются реализацией отдельных проектов по повышению уровня образования в области энергоэффективности.

Например, Корпоративный энергетический университет проводит конкурсы для школьников, курсы повышения квалификации для специалистов. Некоммерческое партнерство «Энергетика Будущего» вовлекает российские вузы в реализацию опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, заказ на которые поступает от бизнес-компаний. ДЗО ОАО «Энергосбытовая компания РусГидро» организует конкурсы и викторины для детей, а также оказывает социальную помощь детским образовательным учреждениям. Однако, отметил Андрей Лапшов, «эти проекты не носят объединительный характер, о них мало кто знает, так как средства массовой информации практически не пишут на эту тему».

Из-за отсутствия мотивации у государства и населения отсутствует мотивация у средств массовой информации писать об энергосбережении и энергоэффективности, ведь одной лишь социальной озабоченностью «сыт не будешь». По мнению Лапшова, в России не хватает единого интегратора информационных и образовательных проектов по такой важной теме.

– Я думаю, что координирующим центром, безусловно, должно стать Министерство энергетики. Но у него много других задач, и просвещение в функционал министерства не входит. По моему мнению, при Минэнерго должен быть создан центр пропаганды и просвещения энергоэффективности, который бы объединил в себе лучшие технологии и лучших представителей компаний, занимающихся эффективным и активным внедрением технологий энергосбережения», – подчеркнул господин Лапшов.

Генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК, Председатель комитета по коммуникациям в ТЭК Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Ирина ЕСИПОВА согласна с тем, что у населения отсутствует мотивация к энергоэффективному поведению и главное – понимание того, как и зачем это делать. По ее словам, эта тема была на подъеме в 2009‑2010 годах, когда шел процесс принятия и обсуждения Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности», исполнение которого, как отметила Ирина Есипова, сейчас идет очень тяжело. Владимир Путин тогда отмечал, что Россия должна стать инициатором и «законодателем мод» в энергетических инновациях, в новых технологиях преобразования энергии, в поиске современных форм ресурсо- и недропользования. По словам Путина, «Россия может и должна стать альтернативным мировым энергетическим центром».

Но на сегодняшний день в России отсутствует эффективная, понятная, взвешенная и увязанная с ВТО, Таможенным союзом, Евразийским экономическим сообществом стратегия развития отрасли и регионов, подчеркнула Ирина Есипова. Все крупные проекты являются межведомственными, поэтому было создано множество не скоординированных комитетов, комиссий, рабочих групп в Правительстве, профильных Министерствах, ТПП, РСПП и пр. Отсутствует эффективная система knowledge management, нет информации о новых референтных технологиях. Зато есть огромное количество «пустых» мероприятий, совещаний и соответствующих бумаг.

– Информация становится главным элементом в жизнеобеспечении социальной системы. Но пока нет единой концепции пропаганды энергоэффективности, общего информационного пространства, у нас ничего не получится. Нужна концепция и четкая программа действий по совершенствованию и развитию темы энергосбережения в публичном пространстве. Должны быть обученные люди с очень хорошими техническими навыками, которые занимаются этой пропагандой. По мнению участников круглого стола, базой для подготовки такого рода специалистов мог бы стать корпоративный энергетический университет. Существует большое количество инструментов, которые можно использовать для внедрения идеи о важности энергоэффективных технологий для нашей страны.

Поменять сознание людей, общественности очень тяжело. Поэтому придется использовать эффективные технологии пропаганды, чтобы сделать тему энергоэффективности и энергосбережения модной и интересной. В работе центра пропаганды энергоэффективности могли бы принять участие компании и эксперты топливно-энергетического комплекса. Пропаганда – мощное оружие, и хорошо, если оно будет в добрых руках, – заключила Ирина Есипова.

Первый заместитель директора Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Андрей ЛУКАШОВ предложил в рамках единой концепции создать в каждом субъекте Российской Федерации региональные и муниципальные центры, где бы население обучалось энергосбережению по определенным программам:

– Успешная реализация мероприятий по энергосбережению невозможна без мотивации людей. Это значит, что мы должны обеспечить их информацией, убедить в том, что энергосбережение – это правильно, нужно, перспективно и научить тому, как надо работать в этой сфере, – отметил он.

Для того чтобы в социально-экономических системах производились какие‑то изменения, необходимы три больших группы ресурсов – это время, люди и капитал, уверен Андрей Лукашов.

– Временные рамки определены – необходимо на 40 процентов повысить показатели энергетической эффективности к 2020 году. С точки зрения капитала у нас все не очень хорошо. Но совсем плохо с людьми. Мы должны понимать, кто эти люди, как они мотивированы и как они обучены. Тема энергосбережения должна стать модной. «Лучше быть богатым, здоровым и энергоэффективным, чем бедным, больным и энергорасточительным» – сейчас в таком ключе разговор практически не ведется.

В государственном законе об энергосбережении говорится о необходимости соответствующих шагов в этом направлении, но на практике сигналы из единого центра не выходят, а общая компетенция по энергосбережению распределена между восьмью федеральными министерствами и ведомствами. Нужна концепция, единая программа действий на федеральном уровне. Между регионами не должно быть противоречий в трактовке программы, а должна быть согласованность действий.

Вторая группа вопросов, которые предстоит решить, касается создания необходимой материальной базы, позволяющей реализовать важнейший элемент изменений – обучение и подготовку кадров в сфере энергосбережения, – подытожил господин Андрей Лукашов.

Президент Некоммерческого партнерства «Энергетика Будущего», кандидат социологических наук, доцент Международного института энергетической политики МГИМО Александр УЖАНОВ отметил, что проблема энергосбережения и энергоэффективности не ограничивается вопросом пропаганды. По его словам, очень важно использование европейской практики экономического материального стимулирования: погашение кредитов и снижение подоходных налогов как поощрение за установку энергосберегающего оборудования.

– Нужно сделать тему энергосбережения интересной, яркой и даже модной. Этим должны заниматься профессиональные коммуникаторы, – дополнила Ирина Есипова. – Национальный центр пропаганды энергоэффективности объединит лучшие технологии и лучших представителей компаний, которые занимаются активным внедрением энергосбережения. Цели этого Центра – создание единого информационного пространства, концепции и четкой программы действий по пропаганде энергоэффективности. Пропаганда – это мощное оружие, и нужно, чтобы оно находилось в добрых руках.

Начальник отдела маркетинга и PR Российско-Немецкого Энергетического Агентства «РУДЕА» Павел РОДИОНОВ также убежден, что информационные проекты в области энергоэффективности необходимы:

– Энергоэффективность воспринимается большинством граждан лишь как «уходя, гасите свет». Но с профессиональной точки зрения существуют различные Интернет-технологии, и они успешно работают. Информационные порталы являются конкурентной средой, когда как сервисные порталы – объединяющей. Российско-Немецкое энергетическое агентство в 2013 году намерено создать сервисный портал, посвященный энергоэффективности. «РУДЕА» может стать «третьей стороной» для российских компаний, заинтересованных в немецкой энергоэффективности и желающих объединиться на общей энергоэффективной платформе.

Председатель правления «Национального союза энергосбережения», ответственный секретарь научно-экспертного совета Андрей РОМАНЧУК подчеркнул, что вопросы, которые обсуждаются в рамках Ярославского энергетического форума, носят системный характер и являются первостепенными для динамичного, сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Особенно важно то, что рассмотрение комплекса взаимоувязанных задач, ставших по своей сути приоритетными, происходит именно на региональной площадке.

Господин Романчук напомнил о том, что энергоэффективность и экология взаимосвязаны между собой, поэтому перекосы в ту или иную сторону недопустимы. Он привел пример с запретом оборота ламп накаливания в отсутствии системы сбора, транспортировки и утилизации самых распространенных после ламп накаливания ртутьсодержащих ламп – с этой проблемой россиянам предстоит еще разбираться.

Отрасль развивается и вместе с ней должно развиваться правовое поле. За три года реализации положений 261‑го Федерального закона в регионах России проделана огромная работа. Было разработано огромное количество подзаконных актов федерального значения, региональные закон, региональные, муниципальные и отраслевые программы энергосбережения, качество которых можно критиковать, но они есть и воплощаются в жизнь. Где‑то реализация более динамичная, где‑то пока хромает – во многом это зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

Все усилия будут действенными только при реализации действительно комплексного подхода по всем отраслям экономики, начиная от поэтапного введения европейских стандартов (так, с 1 января 2013 года в России прекращается оборот топлива классом ниже «Евро-2») до видимой необходимости стимулирования развития инвестиций в наукоемкие технологии, не ограничиваясь лишь локализацией производств зарубежных компаний.

Глава «Национального союза энергосбережения» считает, что при формировании законодательной базы и в практике необходимо более полно использовать опыт стран СНГ и единого экономического пространства. По его словам, в ближайших планах Национального союза энергосбережения на 2013 год стоит активизация работы по обмену практическим опытом с коллегами из Республики Беларусь и Казахстана.

– В Белоруссии с каждым годом затраты на получение экономии путем проведения энергосберегающих мероприятий растут. Этап простых краткосрочных мер на пути к энергоэффективности и энергосбережению во многих странах уже пройден. Дальнейшее продвижение в этом направлении возможно только за счет комплексных решений, взаимосвязанных с введением новых стандартов, требований к продукции. И здесь необходимо тесное сотрудничество с нашими партнерами из ЕврАзЭС, Таможенного союза.

Наша инициатива по активизации взаимодействия поддержана Институтом энергетики НАН Республики Беларусь и Электроэнергетическим советом СНГ. Я надеюсь, что вопросы сотрудничества стран СНГ в области построения энергоэффективной экономики будут рассмотрены в рамках очередных заседаний Совета. Мы вместе с белорусскими коллегами считаем целесообразным в настоящих условиях создание единого центра по координации деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности в странах ЕврАзАС. В его функции могут входить разработка технологических регламентов на энергопотребление, интеграция мероприятий по укреплению энергобезопасности государств, мониторинг потребления и потребностей в энергоресурсах, разработка долгосрочной совместной программы повышения энергоэффективности. Это центр станет площадкой, на которой представители власти, государственных и коммерческих организаций смогут обменяться опытом по повышению энергетической эффективности, обсудить вопросы гармонизации законодательной базы, рассмотреть практические проекты.

Вопросы энергосбережения и экологии еще ни когда стояли и не обсуждались в нашей стране так остро. Сейчас важно, чтобы разговоры в рамках профессионального сообщества переходили к реальным действиям в массах», – подчеркнул Романчук.

Отправить на Email


Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (216) февраль 2013 года:

  • НПП «ЭКРА» участвует в возрождении Саяно-Шушенской ГЭС
    НПП «ЭКРА» участвует в возрождении Саяно-Шушенской ГЭС

    ООО НПП «ЭКРА» – отечественное предприятие, созданное в 1991 году, занимает одну из лидирующих позиций среди российских и иностранных компаний, предлагающих собственные разработки микропроцессорных устройств РЗА для электроэнергетики, нефтегазового комплекса, других отраслей. ...

  • Надежность – автоматически
    Надежность – автоматически

    В конце января Няганская ГРЭС ОАО «Фортум» успешно прошла синхронизацию силового оборудования первого энергоблока с сетью – набрана опытная нагрузка 70 МВт. ...

  • Качественная подготовка газа – залог эффективности газотурбинных установок
    Качественная подготовка газа – залог эффективности газотурбинных установок

    Полноценная работа парогазовой установки (ПГУ), газотурбинной электростанции (ГТЭС) простого или когенерационного цикла невозможна без качественной подготовки топливного газа. Такая задача решается с помощью газодожимных компрессорных станций (ДКС), установок (ДКУ) и блоков подготовки топливного газа (БПТГ) от компании «ЭНЕРГАЗ». ...

  • Свердловская область упрощает доступ в сети
    Свердловская область упрощает доступ в сети

    Свердловская область разрабатывает закон регионального значения, направленный на сокращение сроков технического присоединения новых объектов к инженерным сетям в два раза и больше. ...

  • Беспроводное будущее
    Беспроводное будущее

    Если вы пользуетесь электрической зубной щеткой, то знакомы с беспроводными зарядками. Эти технологии не новы. Однако за последние годы системы беспроводного питания стали более эффективными, научились поддерживать более высокие напряжения и резко прибавили в популярности. ...